«Во время боя, когда на мгновение огонь взаимно прекращался и они начинали говорить друг с другом, спорили, я фотографировал их, чтобы получились непосредственные фотографии»,- в беседе с Aravot.am рассказывает кинооператор Левон Атоянц, который, кроме заслуг в армянском кино, имел свой вклад и в арцахской войне – в 1990-х. Многих солдат он увековечил на своих снимках и в видеоматериалах.
«В них была естественная сила – она осталась в нас со времен геноцида, а в современных солдатах есть что-то другое, поскольку у нас уже своя — регулярная армия. В те годы наши парни строили государство, а за спиной у сегодняшних солдат уже есть сформировавшееся государство»,- отметил господин Атоянц.
Читайте также
13-го июня в Союзе искусств «Нарекаци» открылась совместная выставка фотографа Акоба Погосяна и оператора Левона Атоянца «Арцахская война и наши военнослужащие-герои», посвященное военным реалиям. Рядом с фотографиями, сделанными в 90-ые, висели портреты сегодняшних военнослужащих. Выставка началась с показа фильма Левона Атоянца, рассказывающего об эпизоде военных действий в годы Великой отечественной войны. Господину Атоянцу Союз искусств «Нарекаци» преподнес сюрприз – записи фильмов, которые он потерял.
Он всех своих «героев» помнит по глазам: «Сколько бы ни прошло времени, все равно, я их везде узнаю. Я многих фотографировал для того, чтобы помнить их истории». По его словам, есть фотографии, сделанные в госпиталях, но он их так и не использовал, поскольку слишком тяжело было смотреть на них.
Родившийся и получивший в Грузии образование 86-летний кинооператор Левон Атоянц переехал в Армению, потому что хотел жить среди армян: «Образ армянина – чистота души, умные глаза… таких нет ни у одной нации».
У него всегда есть ответ, когда его спрашивают – но ведь армяне ведут борьбу «внутри», между собой: «Умный народ не может не бороться».
Фотограф Акоб Погосян в 90-ые участвовал в военных действиях и во время апрельских событий тоже был на передовой: «Если тогда 40-летние мужчины закрывали собой молодых, то во время апрельской войны все было наоборот – 18-20-летние парни не разрешали добровольцам постарше идти на передовую».
Говоря о своих любимых фото, наш собеседник показал на фотографию, сделанную в военной части «Ехникнер», на которой один из солдат обнимает другого: «Был дождливый день, я хотел сфотографировать этого солдата, но он не позволял – стеснялся. Это было 4 апреля: после участия в боях его одежда была грязная и порванная, он не хотел, чтобы родные видели его в таком виде». По словам Акоба Погосяна, в те дни он думал только о том, чтобы запечатлеть как можно больше солдат. К сожалению, четыре из сделанных им портретов для этих героев стали последними: «Было очень трудно с эмоциональной точки зрения, когда я фотографировал парней, и они начали рассказывать о своих погибших сослуживцах (рассказывает, и снова на глаза наворачиваются слезы), о том, как они погибли. Я почувствовал, что передо мной не 18-20-летние солдаты, это были зрелые, прошедшие войну люди».