«Новое Время». Украинский публицист Виталий Портников обратился с яркой речью к европейцам, которые приехали в Киев обсудить будущее Донбасса и Украины.
То, что происходит сегодня в Украине – это часть глобального кризиса постсоветского пространства. А именно полное исчерпание ресурса за отсутствием реальных экономических реформ. Первой этот эффект потерпела Грузия перед розовой революцией, потом – Молдова, пока к этому приблизилась Россия и Казахстан. Следующие пять лет мы будем свидетелями глобального кризиса от Ужгорода до Владивостока с серьезными территориальными конфликтами, десятками тысяч беженцев и возможностью изменений границ. Это будет большим испытанием, чем Ближний Восток.
Во время предыдущего глобального кризиса 1990-1991 годов наши друзья из стран Балтии и варшавского договора смогли воспользоваться моментом – утвердить свой суверенитет, провести реформы, стать частью НАТО и Евросоюза. В отличие от других бывших советских республик, и латыши, и эстонцы, и поляки, и венгры боролись за свою независимость, а не просто наблюдали за смертью империи. Кстати, когда это сделали грузины и молдаване, они были наказаны, империя сразу же забрала часть их территории. Это же именно Россия сделала с Украиной в 2014 году. Это реакция империи на свободу.
Была ли Украина все эти 25 лет суверенным государством? Нет, она была переименованной советской республикой и российским протекторатом с экономической и политической точки зрения. Как протекторат она имела право на какие-то маневры, но когда речь заходила о каких-то принципиальных решениях – сразу становилось очевидно, что без согласия Кремля их принимать нельзя.
Читайте также
Благодаря событиям последних двух лет, Украина перестала быть российским протекторатом, но стала протекторатом Запада с финансовой точки зрения. Разница между протекторами заключается в том, что если российский имел целью ликвидацию нашего государственного суверенитета, западный хочет, чтобы мы были независимыми и достаточно развитыми, чтобы не брать у них деньги.
Насколько украинское государство способно сегодня на такую реформацию? Революционные изменения в обществе никогда не приводили к революции институтов. Любая ликвидация институтов привела бы к аннексии нашей территории со стороны России. В 2014 году так и произошло. Именно такой вариант в 2004-м году предлагали россияне Кучме – уехать на восток или в Россию. Если бы он на это согласился, часть наших территорий была бы оккупирована уже тогда.
Мы вынуждены оставлять институции, чтобы существовать как формально независимое государство. Именно поэтому через два года после Революции Достоинства у нас тот же Конституционный и Верховный суды, тот же состав ЦИК, практически тот же состав прокуратуры.
Сейчас Украина находится в переходном периоде от уголовного государства к демократической стране европейского образца. Для того, чтобы осуществить этот переход нужно было обновить олигархический состав нашей экономики, потому что он таким был и есть снизу вверх. У нас граждане так же не хотят платить налоги, как и олигархи! Но этот олигархический ресурс экономики почти исчерпан, и система не может дальше существовать.
Так или иначе нам нужна новая модель. Для внедрения новой экономической модели нужно менять правила, законы. Вот помощь Запада как раз и должна помочь в этих изменениях! Каждый евро, каждый фунт должен предоставляться в обмен на изменения законодательной базы, изменения в институтах. Эти годы помощи нужно использовать для того, чтобы полностью изменить саму сущность экономических взаимоотношений даже вопреки воле большинства ее граждан, которые желают получать деньги как на Западе, а жить – как в России [речь об отношениях гражданина с государством]. Многие из наших политиков поддерживает эту опасную иллюзию.
Денег «просто так» уже не будет. Нам придется жить 15-20 лет в честной бедности, нет у украинцев другого варианта.
Для того, чтобы помогать Украине перестраивать систему, Запад сам должен быть образцом уважения к собственным обязательствам. Пока мы этого не наблюдаем в связи с кризисом европейских институций. Мы все время сталкиваемся с двойными стандартами со стороны наших западных партнеров. Не может быть справедливым одно отношение к Молдове относительно предоставления безвизового режима, другое – к Грузии и Украине.
Не может быть имитирования завершения военного конфликта вместо его завершения. И все ради того, чтобы западный бизнес, который работает с Россией и поэтому коррумпированный, получил какую-то выгоду от сотрудничества с Путиным?
Во-первых, ничего не получите, потому что когда Россия рухнет, она потянет за собой всех, кто с ней будет работать.
Во-вторых, будет позор на следующие десятилетия. В 1938 году французские и английские политики называли президента Чехословакии Эдварда Бенеша «разжигателем войны» уже после того, как Гитлер оккупировал часть их страны. Украинцы – не разжигатели войны, как и господин Бенеш. Мы хотим окончания войны.
И последнее. Если кто-то думает, что Грузия, Молдова, Украина, Армения и Азербайджан будут какой-то серой зоной между западным миром и Россией, пусть на это не надеются. В результате глобального кризиса постсоветского пространства будет установлен цивилизационный рубеж. Мы не знаем, где он пройдет – может по границе Украины с Россией, может по уральским горам, может по границе с Казахстаном-Узбекистаном. Это зависит от экономических успехов и военных действий. Наша с вами задача в том, чтобы установление границы произошло максимально мирным путем, а территория цивилизованного мира, прав человека и свободного рынка была как можно большей. Уверен, что это можно сделать.
Помню, как я был на саммите НАТО в Вильнюсе в начале 90-х. Тогда мало кто представлял, что пройдет лишь несколько лет и Литовскую республику не просто будет принимать НАТО, а станет ее членом. Может, Украине понадобится больше времени на этот путь. Но уверен, что мы увидимся с вами в Киеве, когда Украина станет полноправным и желанным членом Альянса.
Фото – «Новое Время»