В нашей стране вопросами государственной налоговой политики и препятствованием экспорту турецкой продукции в сфере малого и среднего бизнеса решается серьезная социальная задача по обеспечению занятости 86 процентов наемной рабочей силы. А преобладающей частью активных налогоплательщиков в последние годы продолжают оставаться субъекты малого и среднего бизнеса, составив в 2013-14 гг. более 90 процентов от общего числа налогоплательщиков, а по результатам первого полугодия 2015 года – 70 процентов. Однако тот же МСБ за последние 3 года в среднем обеспечивал 33% ВВП, а выплаченный им налог составляет 23-24% из общего числа налоговых поступлений. Львиная доля подоходных налогов, примерно 76%, обеспечивают представители крупного бизнеса. Это цифры из доклада, опубликованного на днях Офисом по поддержке предпринимательства ЕБРР по итогам сравнительного анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в налоговом поле Армении за 2013-2015гг..
В беседе с «Аравот» эксперт ЕБРР Акоб Авагян сказал, что для нашей страны очень опасно находиться в такой степени зависимости бизнеса от экономических и политических рычагов: «Фактически, когда мы говорим о крупном бизнесе, доля которого в доходах страны составляет 76-80%, можно сказать, что мы зависим от капризов 1-2 тысяч представителей крупного бизнеса. Это важный вопрос, приравниваемый к национальной безопасности, когда мы не можем обеспечить диверсификацию доходов нашей страны и находимся в зависимости от любого представителя крупного бизнеса». Следующий тревожащий факт, по словам нашего собеседника, в том, что МСБ значительно пассивней в сфере производства и предоставления услуг. Вместо этого, в бизнес-среде Армении более половины МСБ развивает деятельность в коммерческой сфере. Согласно эксперту, этот факт делает более наглядной нашу уязвимость, когда мы говорим о внедрении государственной политики по препятствованию экспорту турецкой продукции: «К сожалению, в течение последних трех лет эта картина не изменилась, мы так и не можем стимулировать нашего местного производителя, у нас продолжают доминировать коммерсанты».
Согласно анализу, в течение последних 3 лет продолжает сохраняться тенденция к сверхконцентрацию предприятий малого и среднего бизнеса в Ереване. Такую централизацию в столице эксперт считает серьезной проблемой с точки зрения развития регионов. Более серьезной проблемой он считает, что деятельность в сфере малого и среднего бизнеса в областях составляет всего 1-2 процента. Согласно эксперту, эти проблемы не обусловлены только налоговыми факторами. Основные причины неразвитости СМБ связаны с защитой бизнес-интересов, с недоступностью финансовых инвестиций, рынком сбыта, изменениями закона и так далее. Наглядным свидетельством всего этого является то, что из примерно 160 тысяч зарегистрированных хозяйствующих субъектов 101 тысяча фактически индивидуальные предприниматели. То есть, наша бизнес-среда не идет путем внедрения долгосрочных бизнес-программ, потому что в основе лежит недоверие к закону, экономике.
Говоря в контексте всего этого о формировании нового проекта Налогового Кодекса, Акоб Авагян заметил также: «Меня беспокоит тот факт, относительно тех спорных положений проекта НК, о которых сегодня говорят общественные организации, но молчат государственные органы, несущие ответственность за негативное влияние этих положений. Отложим в сторону на минуту тот факт, что пренебрегаются мнения и концептуальные предложения структур, представляющих бизнес-интересы, но где же мнения и беспокойство относительно этого важного документа со стороны министерств соцобеспечения, экономики, сельского хозяйства? Ведь за влияние от изменения ставок подоходного налога с зарплаты несет ответственность и будет отвечать завтра уполномоченный орган сферы. Сегодня тревожные цифры относительно МСБ оглашаем мы, а где же ответственные шаги ответственных за это ведомств, зафиксированы ли в этом документе подходы и виденья утвержденных ими стратегических программ?
Читайте также
Помню, в ноябре 2012 года в действующем при премьер-министре Совете по развитию МСБ, когда шли обсуждения по ряду положений, связанных с внедрением закона о налоге с оборота, тогдашний замминистра экономики госпожа Карине Минасян, до прихода премьер-министра, еще раз пыталась убедиться и спросила, правильно ли поступаем? После моего положительного ответа сказал: «Смотри, головой отвечаешь». Спустя всего 6 месяцев после внедрения налога с оборота, в июле 2013 года, мы, эксперты начали исследования, чтобы оценить эффективность принятого закона. Как видите, результаты положительные. Сейчас меня очень беспокоит одно: кто же, в конце концов, будет нести ответственность за новое изменение, предусмотренное для того же налога с оборота и вообще представленный с рядом существенных недочетов проект Налогового Кодекса? И отвечает ли за это головой?»
Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
30.06.2016г