Украинский политолог, исполнительный директор Центра общественных отношений (Киев, Украина), автор книги «Гибридная война. Выжить и победить» Евгений Магда дал эксклюзивное интервью газете «Аравот».
— Господин Магда, какое дальнейшее развитие событий в отношения Украина-Россия представляется Вам наиболее вероятным в ближайшей и среднесрочной перспективе, и как это отразится на всем этом, так называемом «постсоветском пространстве»?
— Россия не оставит Украину в покое – это абсолютно очевидно. Существование демократической независимой Украины является серьезным вызовом для Кремля. Отрицание Кремлем своего непосредственного участия в конфликте на Донбассе сопровождается использованием Владимиром Путиным риторики о «братском украинском народе». Думаю, в цивилизованном мире уже задались вопросом, как Россия будет действовать в отношении других, «не братских» народов.
Противостояние России и Украины уже повлияло на мировой порядок, поставило под сомнение жизнеспособность не только Будапештского меморандума, гарантировавшего безопасность нашей страны после ее отказа от ядерного оружия, но и всей системы сдержек и противовесов в международных отношениях. Полагаю, что в украинском случае Кремль намеревался организовать показательную порку, результаты которой оказали бы деморализующее влияние на государства Центральной и Восточной Европы. Но Украина продолжает сопротивляться, вопреки расчетам российского руководства, полагавшего, что наша страна не выдержит последствий аннексии Крыма и разжигания конфликта на Донбассе.
Читайте также
— Черное море, Черноморский бассейн – это связующее звено между Украиной и Южным Кавказом. Такие причерноморские страны, как Румыния и Болгария, а также Турция, являются членами НАТО, альянса, интеграцию в который объявили приоритетом Украина и Грузия – также причерноморские страны. НАТО объявило о намерении наращивать присутствие в Черном море с целью сдерживания России – страны, которая аннексировала украинский Крым и, в свою очередь, наращивает там свое военное присутствие. В контексте такого высокого «градуса» конфронтации Россия-НАТО, «гибридной войны» против Вашей страны, о чем Вы написали книгу, каким Вам видится развязка ситуации в этом важном регионе, и каковы возможности и намерения Украины здесь как крупной и важной черноморской страны?
— Россия превращает аннексированный Крым в свой «непотопляемый авианосец», подчеркивая готовность разместить на территории полуострова ядерное оружие. Российские военные намерены доказать миру, что фактор проливов не имеет значения в современном мире. Украине предстоит не только решить задачу восстановления территориальной целостности, но и усилить свои позиции в Черноморском регионе. Парадоксальным образом Россия, начав свою агрессию, не оставила Украине выбора: наша страна должна меняться и побеждать. Я не абсолютизирую в этом вопросе перспективы сближения Украины и НАТО, полагая, что наша страна должна сделать ставку на собственный потенциал. Украинская армия укрепилась и закалилась в боях на Донбассе и сегодня является серьезной военной силой. Но, как известно, исключительно военными средствами решить вопрос укрепления авторитета государства невозможно, поэтому Украина будет искать политические пути усиления своего влияния в регионе.
— Турция – сосед Украины, член НАТО. Однако, внутриполитические процессы в этой стране, где, по определению председателя Европарламента Мартина Шульца, формируется политическая система «одного человека», а мейнстримом в риторике ее руководства являются антизападные, антилиберальные выпады, подчас оскорбительного характера, внутренняя дестабилизация, попытки шантажа европейцев в контексте проблемы беженцев из Ближнего Востока и других кризисных регионов вне Европы, все чаще заставляют западных политиков и экспертов считать, что Турция – это не решение проблемы, а сама есть проблема, причем становящаяся все больше. В контексте конфликта Украины с Россией, как и беспрецедентной напряженности в отношениях России с Турцией, имеет место тенденция к сближению в украинско-турецких отношениях. На Ваш взгляд, насколько далеко могут «зайти» в своих отношениях Украина и Турция, и каковы здесь риски для Киева?
— Охлаждение российско-турецких отношений в конце 2015 года породило уникальную возможность для Украины найти себе нового мощного союзника в Черноморском регионе. Оснований для партнерства немало: и стремление создать зону свободной торговли, и сотрудничество в сфере безопасности (Украине и Турции есть что предложить друг другу), и фактор крымских татар, которые проживают и в Крыму, И В Турции. В положении, в котором оказалась Украина весной 2014 года, союзниками не перебирают, хотя с формальной точки зрения у Киева два десятка стратегических партнеров, включая Россию. Но сближение с Анкарой вряд ли будет происходить взахлеб, поскольку стремление Турции доминировать в Черноморском регионе заставляет ее видеть в Украине конкурента. Да и политика Реджепа Тайипа Эрдогана, оказавшегося еще большим внешнеполитическим мачо, чем Владимир Путин, не предполагает уступок Украине. Так что нас ожидает прагматичный альянс по расчету.
— Господин Магда, при всем при том, что армяно-украинские отношения берут начало еще со времен Киевской Руси, тем не менее, независимые Украина и Армения за четверть века своей независимой государственности «успели» в межгосударственных отношениях оставить определенные «завалы», связанные вначале с Нагорно-Карабахским конфликтом, а затем и кризисом в Украине в связи с ее стремлением к интеграции с Европейским Союзом и НАТО, вторжением российских войск в восточные области Вашей страны, вопросом Крыма. Фактически, официальные Ереван и Киев на международных площадках голосуют друг против друга, делают заявления, которые делают эти «завалы» в межгосударственных отношениях еще больше, что только может обрадовать разные «третьи силы». Как остановить этот маховик? Какие первоочередные шаги необходимы для этого, и какой Вам видится перспектива межгосударственных отношений Армении с Украиной?
— К сожалению, Украина и Армения зачастую «не видят» друг друга по ряду объективных и субъективных причин. Не хотел бы сегодня останавливаться на ошибках в отношениях Еревана и Киева, куда важнее увидеть общую перспективу. На мой взгляд, ее секрет – в прагматичных отношениях на основе экономических интересов и взаимного уважения. Хотя Армения является членом СНГ и ОДКБ, сомневаюсь, что по всем вопросам Ереван захочет «плясать под дудку» Кремля. В активизации двусторонних отношений важен первый шаг, который еще предстоит сделать, по всей видимости, Украине как более мощному государству.
— Папа Римский Франциск назвал Геноцид армян, Голодомор и Холокост величайшими геноцидами – самыми масштабными преступлениями против человечности, совершенными в 20-ом веке. 2-го июня германский Бундестаг принял историческое решение, не только признав факт Геноцида армян в Османской империи, но и ответственность Кайзеровской Германии за произошедшее. К сожалению, в Армении и в Украине общества мало знают, соответственно, об украинском Голодоморе и Геноциде армян, зачастую отношение к этим проблемам отягощено конъюнктурными политическими соображениями. Какова Ваша оценка этого, и какие возможности Вы видите для совместных шагов на хотя бы неправительственном уровне, чтобы к этим вопросам сформировалось справедливое отношение?
Говорить о преступлениях против человечности не всегда просто, ведь преступники зачастую не понесли наказания. Геноцид против наших народов объединяет Армению и Украину, и украинцам можно поучиться той настойчивости, с которой армяне добиваются восстановления справедливости. Полагаю, что нашим странам необходимо объединить свои усилия для формирования активной позиции по противодействию гуманитарным последствиям геноцидов и их предотвращению в ХХІ веке. Кстати, в контексте российской позиции в отношении Голодомора, который в России пытаются либо замалчивать, либо шельмовать, я бы не исключил подобного подхода Кремля к Геноциду армян.
— В 2016-ом году в Украине будет отмечаться 400-летие армянского книгопечатания. Многочисленная армянская община в Украине, армянские организации, в частности – Союз армян Украины, намерены широко отметить это событие. После Франции Украина – вторая по численности армянской общины европейская страна. Украинские армяне-добровольцы воевали в рядах Украинской армии и Национальной гвардии, участвовали в боях за свободу Украины, десятки из них погибли, сотни награждены государственными наградами, армянская община внесла посильный вклад в материально-техническое обеспечение воюющей армии Украины. Какова Ваша оценка роли армян-граждан Украины в общественно-политической и культурной жизни страны?
— Я хотел бы напомнить, что одним из первых погибших на Евромайдане был Сергей Нигоян, и об этом в Украине хорошо помнят. Полагаю, что армяне-граждане Украины внесли заметный вклад в формирование украинской политической нации и играют заметную роль в общественной и культурной жизни нашей страны. Этот факт позволяет с оптимизмом рассматривать перспективу развития отношений между Арменией и Украиной, ведь государственную политику формируют люди и отношения между ними.