«Хуже всякого турка наши внутренние турки». Уже примерно 30 лет я читаю эту фразу Гарегина Нжде сначала в «перестроечной советско-армянской» прессе, а затем независимой Армении. Причем, предполагается, что данное высказывание Нжде является настолько мудрым и настолько, так сказать, универсальным, что применимо всегда и во всех обстоятельствах. Например, какой-либо преданный республиканец можно сделать вывод, что «внутренними турками» являются получатели западных грантов, тем самым «разваливающие страну». С другой стороны, я могу считать «внутренними турками» требующих взятку таможенников или сотрудников муниципалитета. Власти (с точки зрения которых Нжде почти такая же личность, как для коммунистов Ленин) считают, что «внутренними турками» являются оппозиционеры. А оппозиционеры, естественно, с точностью наоборот, считают «внутренними турками» угнетающие народ власти, однако, не всегда, а только с того момента, как сами перестали быть властью, потому что они не угнетали.
Для чего нам сегодня нужно такое определение? Мы ведь не говорим, нет, «внутренний русский» или «внутренний езид». По-видимому, речь идет о таком «внутреннем враге», который «хуже турка» (очередное политическое клише, которое в 90-х годах часто использовался Аршак Садоян), и которого, по всей видимости, следует полностью уничтожить. Потому что в нашем сознании «турок» является не одним из народов, а существом, наделенным всеми возможными и невозможными негативными чертами – кровожадным, вероломным и жестоким. К сожалению, до рационального, а не мифического представления о «турке» мы еще не доросли.
Таким образом, сегодняшними «внутренними турками» являются граждане Армении, которых следует ненавидеть и уничтожать, потому что они «служат злу». Тогда как те, кто их уничтожает, «служат добру». Остается только отделить «внутренних патриотов» от «внутренних турок», решить вопрос последних, после чего «внутренние патриоты» начнут любить и обласкивать друг друга.
На самом деле, даже для победы над внешним врагом (я предпочитаю слово «противник») нет необходимости его ненавидеть. Следует уничтожать его людскую силу, военную технику, экономическую инфраструктуру, в случае необходимости, населенные пункты. Но делаться это должно хладнокровно, без эмоций и в тех масштабах, которые необходимы для обеспечения нашей безопасности. Война, которая скоро возобновится, требует хладнокровия. Гарегин Нжде, конечно же, был патриотом и героем, но вовсе необязательно, чтобы он во всех вопросах был прав, и все его мысли были актуальны.