Почему в результате беспрецедентных темпов сбора налогов и борьбы с коррупцией фиксируется экономический спад?
Согласно последнему отчету, опубликованному Национальной статистической службой Армении, за июль текущего года по сравнению с тем же месяцем прошлого года показатель экономической активности (ПЭА) сократился на 4,3%.
Доктор экономических наук Татул Манасерян в беседе с «Аравот», касаясь замечания о том, что подобный спад был также сюрпризом и для активного сельскохозяйственного сезона, отметил, что спад в 4,3% является условным, поскольку по сравнению с прошлым месяцем, тем не менее, был зафиксирован рост в 2,5%. А спад, зафиксированный по сравнению с тем же показателем прошлого года экономист объясняет тем, что прошлый год был довольно неблагоприятным не только с точки зрения противоречивых экономических тенденций: имели также место и положительные тенденции, тогда как негативные прогнозы международных институтов стали препятствием для инвестиционной и деловой активности.
В ответ на замечание о том, что этот спад становится более очевидным на фоне сделанного президентом в мае заявления о беспрецедентных темпах сбора налогов и заявления премьер-министра — о начале борьбы с коррупцией, наш собеседник отмечает: «Как по части сбора налогов, так и с точки зрения борьбы с коррупцией необходимо проявить более системный подход. Попытки обеспечить максимальные налоговые поступления путем применения административных методов, конечно, очень важны для обеспечения доходной части бюджета. Но для того, чтобы сбор налогов был беспрерывным процессом, чтобы у нас была та база сбора налогов, которая не являлась бы обузой для бизнесменов, то здесь уже есть над чем призадуматься». Что касается борьбы с коррупцией, то наш собеседник отмечает, что имели место довольно противоречивые тенденции: «Думаю, для нас очень важно применение механизма ответственности во всех звеньях правительства, особенно в средних и низших, которые больше привыкли к практике создания препятствий на пути формирования эффективной системы управления. Вести борьбу только за счет сокращения автопарка и за счет авиабилетов, полагаю, недостаточно.
Читайте также
Можно пойти на более серьезные сокращения, имея целью более эффективно организовать работу, а не сэкономить больше средств. Например, возможно, что это противоречит режиму экономии, но необходимо больше платить тем сотрудникам системы управления, которые обеспечивают гораздо более высокую эффективность и развитие». Речь о том, чтобы сократить армию тунеядцев. Известно, что в коллективах, где по 10-20 сотрудников, прогресс обеспечивают всего один или двое из них. Почему, в конце концов, власти не идут на радикальные меры? Наш собеседники говорит, что есть «мелочи», которые играют большую роль. «Например, глава правительства может проявить решительность и изъявить желание решить проблемы, в чем я не сомневаюсь, но в средних и низших звеньях могут умело уклониться от их решения. Вопрос в том, что уж десятилетиями в системе государственного управления всю работу проделывают отдельные люди. Остальные могут играть в компьютерные игры, днями, а то и неделями не появляться на работе, но их отсутствие так и останется незамеченным».
По мнению нашего собеседника, в дополнение к государственному управлению необходимо уделять больше внимания сфере общественного управления, обеспечив участие граждан, общественных организаций, даже неформальных союзов на этапах принятия решений и их реализации. Таким образом, по словам экономиста, разделяется не только право, но и ответственность, что предполагает профессиональный подход в среднем и низшем звеньях, поскольку опыт показывает, что только политической воли в высших звеньях недостаточно. По мнению Татула Манасеряна, есть проблема восприятия этими звеньями и обеспечения необходимыми инструментами воли президента и премьер-министра. Наш собеседник убежден, что все это не осуществляется, поскольку экономическая мысль в Армении не востребована.
Есть отдельные люди, группы людей, с помощью которых можно решить серьезнейшие проблемы. Но такой необходимости, кажется не чувствуется, и это бьет по экономической мысли. «К сожалению, у нас нет экономической школы на каком-либо уровне»,- говорит наш собеседник.
Экономист уверен, что армянская экономика в состоянии «переварить» намного больше объемов инвестиций, чем сейчас. Речь не идет об иностранных инвестициях. Это для него неприемлемо в том случае, когда не обеспечиваются внутренние инвестиции: «Мы не верим в нашу экономику, не инвестируем в нее, ждем, когда это сделают другие. Пришло время для того, чтобы руководство республики обратило на это внимание». Еще одним объяснением спада ПЭА Татул Манасерян считает снижение объемов потребления – не только за счет эмиграции, но и с точки зрения качества: «Из-за снижения жизненного уровня народа 1/3 населения находится на грани нищеты или ниже этого уровня, что не позволяет покупать те товары, которые могут обеспечить экономическое развитие, стимулировать инвестиции».
Следующее важное обстоятельство – изменение объемов денежных переводов: «На самом деле мы должны стать страной, игнорирующей денежные переводы, а не жить в зависимости от них. Это, в конечном итоге, нетрудовой доход. Экономике, которая отличается своей ритмичностью, необходимо обеспечивать потребление товаров и услуг за счет доходов от рабочих мест, а не за счет финансовых вливаний из-за рубежа. И здесь тоже был констатирован спад».
Все эти аргументы приводились в течение 25 лет независимости, но это не помешало тому, чтобы Национальная статистическая служба констатировала рост. В этом случае наш собеседник не думает, что НСС перешла к другим методам либо была вынуждена представить реальность: «Я и не говорю, что они представили реальное положение дел. Напомню, что я был одним из строгих критиков и говорил, что статистику просто рисуют. Но это не так важно, как тенденции, которые мы видим. В стране с компактной экономикой все и без того прекрасно видно, и мы сами можем сделать выводы о том, есть тенденции экономической активности или нет, независимо от того, какие цифры представляет НСС». Задача, по словам нашего собеседника, опять же в неэффективном функционировании системы управления, имеющим место в течение многих лет: «Есть министры, которые, независимо от своего возраста, все еще подсознательно работают в стиле СССР – пытаются руководителям республики представить существующие или мнимые успехи в своих сферах для того, чтобы в их глазах повысить собственную репутацию. Я знаю, что очень мало людей, обеспокоенных судьбой экономики страны, людей, которые пытаются вне своей сферы предложить общие проекты — в целях содействия обеспечению горизонтального сотрудничества». Татул Манасерян напоминает, что два года назад была принята стратегия долгосрочного развития до 2025 года и поднимает вопрос: какие из изложенных в нем пунктов осуществляются и нашли отражение в государственном бюджете: «Ни один. Тот же МИД или министерство диаспоры должны быть чрезвычайными и полномочными послами экономики Армении за рубежом. Сказать, что они много времени тратят на политику, и для экономики времени не остается, было бы неправильно, коммерческие атташе при наших посольствах составляют исключения. Есть исключения и хорошо работающие послы, но они нуждаются в содействии. Тогда как эти два ведомства существуют независимо друг от друга. Или же редко сотрудничают в вопросах, касающихся Геноцида или культурных проектов. Они должны быть уполномочены представлять приоритеты Армении за рубежом и быть в состоянии получать содействие из Армении».
Для того, чтобы в будущем избежать спада экономист, опять же, предлагает сделать акцент на перерабатывающей промышленности и использовать любую возможность для того, чтобы превратить Армению в независимую с экономической, а также промышленной точки зрения страну. Он приводит пример: в ювелирной промышленности в последние три года был констатирован ощутимый спад, поскольку монопольное положение одной компании нанесло ощутимый вред более чем одному десятку хозяйствующих субъектов, обязав войти в эту, якобы, свободную зону, или же имела место налоговая дискриминация. А таких сфер в нашей экономике много. «Спасти ситуацию только за счет сельского хозяйства, даже в том случае, если в некоторые месяцы удается обеспечить рост двузначными цифрами не удастся, если не работать в других сферах.
Сейчас мы имеем спад в промышленности, сфера строительства топчется на месте и так далее»,- обобщил наш собеседник, сделав акцент на необходимости совместной работы: «Кроме политической воли и призывов необходимо уволить и привлечь к ответственности тех людей, которые не желают нести свою долю ответственности или же провалили работу в доверенных им сферах. В противном случае не думаю, что решительное слово руководителей страны найдет достойное продолжение».
Нелли Григорян
Газета «Аравот»
27.08.2016г