В своем последнем интервью радиостанции «Свобода» второй президент Роберт Кочарян коснулся также тенденций в нынешнем этапе урегулирования Карабахского конфликта, и особое внимание обратил на несоразмерность в готовности сторон пойти на уступки. Казалось, что после этой оценки наиболее нежелательным было бы упоминание о Ки-Уэстском документе, который по несоразмерности уступок превосходит почти все проекты. Но Кочарян не был бы Кочаряном, если бы не переосмыслил свои «дипломатические достижения», внося корректировки как в Ки-Уэстский процесс, так и в документ, который можно по праву назвать детищем Кочаряна.
«За 10 лет моего президентства только раз, в Ки-Уэсте, мы были реально близки к подписанию документа, чего не произошло из-за отказа Азербайджана, фактически уже во время церемонии подписания. Это было пакетное и всеобъемлющее урегулирование, в основе которого было присоединение НКР к Армении, и оно подразумевало возвращение территорий, а также применение комплексных мер по обеспечению безопасности», – сказал Роберт Кочарян.
Следует сразу же отметить, что утверждение, будто в Ки-Уэсте планировалась «церемония подписания документа», мягко говоря, не кажется правдоподобным, так как это противоречит заявлениям тогдашних властей Армении и Карабаха в преддверии встречи. Скажем, за месяц до встречи Р. Кочарян через своего пресс-секретаря подчеркивал принципиальные разногласия между сторонами. Тогдашний пресс-секретарь Роберта Кочаряна Ваге Габриелян объяснял, что если бы между Алиевым и Кочаряном было достигнуто принципиальное согласие, рамки переговоров расширились бы, и утверждал, что они «не ведут переговоры о деталях урегулирования, а пытаются найти взаимоприемлемые принципы» («Азг», 28.2.2001г.). А президент НКР Аркадий Гукасян 21 марта, в ходе обсуждений в НС НКР, заявлял, что Ки-Уэст – это продолжение предыдущих встреч, и никаких документов подписано не будет. («Азг», 24.3.2001г.).
Обращаться к утверждению о «церемонии подписания» документа не было бы никакой необходимости, если бы она была обусловлена желанием Кочаряна подчеркнуть исключительно неконструктивную позицию Алиева. Но из продолжения его выступления ясно видно, что предпринимается попытка сформировать представление, что уже существовал готовый документ по объединению НКР с Арменией. А это стремление Роберта Кочаряна кажется довольно интригующим на фоне событий, развивающихся в переговорном процессе и внутриполитической жизни. И сейчас надо вновь вернуться к истокам этого этапа урегулирования.
Читайте также
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»