Говорить вслед уходящим некрасиво. Каждый состав правительства, хорошо или плохо, выполнял стоящие перед ним задачи. Эти проблемы в первую очередь носят политический, социальный, даже психологический характер, и только потом экономический. Президент, который назначает премьер-министра и министров, в любом случае, является политической фигурой. Роберт Кочарян вряд ли мечтал видеть на посту премьер-министра Арама Саргсяна, но политическая ситуация требовала от него поступить так, и дальнейшие события показали, что с точки зрения Кочаряна это был верный политический шаг. А, например, Левон Тер-Петросян, как это быстро выяснилось, поступил неправильно, назначив Кочаряна.
Таким образом, проблема не в замене плохих людей хорошими и швырянии камней вслед уходящим, просто появляющиеся на арене люди должны соответствовать вызовам времени. Конечно, бывают и отклонения. Но если попытаться представить общие тенденции этих 25 лет в виде «большого художественного полотна», то можно сказать, что высшая элита Армении прошла три этапа. Первый, «Пламенные революционеры» (первая половина 90-х годов), второй, «Фидаины» с высокой степенью чванства и низким уровнем образования (вторая половина 90-х годов) – последними «озарениями» стали Манвел-Сейран, третий, «Не-фидаины» – с теми же проявлениями. Их время прошло, и смена правительства возвещает именно об этом.
Повторю, речь не идет о хороших или плохих, правильном или неправильном. Во всех трех группах были и замечательные люди, и преступники. В новой элите тоже будут такие. Речь идет об образе, мировосприятии, антропологическом типе. Теперь я уверен, что пришло время «сухих прагматиков» и «технократов». Это вовсе не означает, что, к примеру, представители прежнего «созвездия» не будет продолжать занимать некоторые должности. Но основной «тренд» иной: «персонажи» новой элиты будут похожи на нынешнего министра финансов Вардана Арамяна или вероятного министра экономики Сурена Караяна. Я имею в виду и возраст, и образование, и среду, и подходы к жизни и работе.
Почему время выдвигает потребность в таких людях? Очень просто. Потому что в общественной, государственной системе эпоха иллюзий, эмоций и причитаний прошла. Пришло время открыто смотреть на реальность и вести расчеты – таково требование. Таков вызов нового поколения, нового образа мышления.
Читайте также
Чтобы понять, какой менталитет является анахронизмом, я попросту расскажу о моей вчерашней встрече. В закусочной, где я обедаю, ко мне за стол подсел мужчина, с «национальным вопросом». Содержание вопроса было таковым: если турки признают геноцид и решат вернуть нам наши земли, что они отдадут эти земли со всем населением, или жители покинут их, и нам останутся только земли? В течение 20-минутного разговора выяснилось, что я абсолютно не забочусь о «национальных проблемах».