Министр обороны США Эштон Картер пообещал убедить Анкару в необходимости уважения суверенитета Ирака в ходе своего визита в Турцию, настроенную принять участие в освобождении Мосула от боевиков ИГ вопреки протестам Багдада. Об этом сообщает ВВС.
При этом Картер отказался отвечать на прямой вопрос журналистов о том, следует ли позволить Турции участвовать в военных операциях на территории Ирака. Ранее Вашингтон уже заявлял, что решение на этот счет должен принимать Багдад.
«Конечно, мы будем это обсуждать. И да, конечно, это очень деликатный вопрос. И мы, и коалиция под нашим руководством в своих действиях исходим из уважения к суверенитету Ирака. Это важный принцип», — цитирует слова Картера агентство Рейтер.
Картер также не стал комментировать авиаудар, предположительно нанесенный Турцией по отряду курдов на севере Сирии, которые являются союзниками вооруженных формирований, поддерживаемых США.
Читайте также
Турция ранее неоднократно выражала недовольство сотрудничеством США с курдскими формированиями, которые сражаются с боевиками в Сирии.
В разговоре с журналистами Картер подчеркнул, что США считают и Турцию, и Ирак своими союзниками и «близкими друзьями». «Мы хотим, чтобы все сконцентрировались на нашей главной задаче — борьбе с боевиками», — сказал он.
Между Анкарой и Багдадом остаются серьезные разногласия в связи с дислокацией турецких военных подразделений в тренировочном лагере Башика, расположенном недалеко от Мосула.
Турецкие и иракские власти также не могут договориться о том, кто должен и кто не должен принимать участие в штурме Мосула, который в прошлом был частью Османской империи и который Анкара до сих пор считает зоной своего влияния.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее уже демонстрировал недовольство отстранением его страны от операции по освобождению Мосула от боевиков группировки «Исламское государство», запрещенной во многих странах, включая Россию.
Эрдоган уже заявлял, что Турция — это не только 79 миллионов ее граждан, но и сотни тысяч жителей других государств и регионов, духовно и исторически связанных с Турцией.
Среди регионов, которые Эрдоган фактически причислил к турецкой сфере влияния, оказались Кипр, Эгейские острова, сирийский Алеппо, грузинский Батуми, болгарский город Варна и еще несколько населенный пунктов.
Как часть своей сферы влияния Турция рассматривает и населенный в основном суннитами Мосул. Эрдоган уже заявил, что взятие города преимущественно шиитскими войсками Ирака может привести к межконфессиональному конфликту в городе.
В настоящее время турецкие войска находятся примерно в 20 километрах от Мосула вопреки требованиям Багдада немедленно их вывести. Эрдоган настаивает, что Турция имеет право бороться с угрозой на собственных границах.
Собеседник агентства Рейтер на условиях анонимности подтвердил, что неофициально в Пентагоне признают обоснованность некоторых опасений Турции. В то же время там подчеркивают, что иностранные армии могут действовать в Ираке только с разрешения Багдада.
«Это два наших близких друга, — заявил Картер, имея в виду Турцию и Ирак. — Турция — наш союзник по НАТО. И мы хотим, чтобы все сосредоточились на основной задаче — победить «Исламское государство», потому что оно представляет угрозу для всех нас».