Почему в Армении сменяются правительства, мы никогда до конца понять не сможем. Начиная с отставки Вазгена Манукяна с поста премьер-министра, и заканчивая отставкой Овика Абраамяна, у общественности вразумительного ответа о причинах нет. На людском, журналистском или уровне пересудов теорий есть множество, но официальные объяснения слишком скупы.
Возьмем хотя бы последнюю замену. Говорится о конституционных реформах и принесенных ими новых вызовах, но не говорится, чем не соответствовало для этих реформ и задач правительство Овика Абраамяна, а правительство Карена Карапетяна соответствует. То есть, в данном случае должны быть перечислены те качества правительства или премьер-министра, которые необходимы для объявленных перемен.
Почему из власти удалили известных лиц, это понятно. Но об этом вслух не говорится, что позволяет, например, Сурику Хачатряну заявлять, что его не изгоняли, а он сам подал в отставку. Если бы официально было сообщено, что причиной увольнения губернатора Сюникской области являются те и те случаи (о которых, в частности, «Аравот» писал десятки раз), то остальным чиновникам стало бы ясно, в каких рамках им следует держаться.
В случае одиозных фигур (в частности, нескольких министров) можно предположить, почему они потеряли свои должности, а в чем проявил нерадивость, например, Армен Мурадян? Этого мы, вероятно, никогда не узнаем.
Не объявлять о реальных причинах отставок должностных лиц – это старая добрая советская традиция. И тогда тоже увольняли в основном с формулировкой «согласно собственному заявлению» и «по состоянию здоровья». И вдруг этот самый написавший заявление об уходе по собственному желанию или имеющий проблемы со здоровьем, становился послом в какой-нибудь далекой стране, например, в Габоне. Словом, как тогда, так и теперь действовал механизм, который описан в знаменитой миниатюре Аркадия Райкина «уволить к черту согласно собственному желанию».
Кадровые решения по более низким звеньям власти также не комментируются каким-либо образом. Несколько месяцев назад с работы был уволен замминистра сельского хозяйства предыдущего правительства Гарник Петросян. Это произошло в рамках очередной кампании по «оптимизации и сокращению расходов», но все равно неясно, почему был сокращен именно Гарник Петросян, а не другие заместители министров.
А вчера стало известно, что был уволен первый заместитель председателя Комитета по госдоходам Армен Алавердян, и вновь не было сказано, допустил ли он нарушения, неправильно собирал налоги или не вписывается в рамки конституционной реформы.
Оба этих чиновника, на мое субъективное, журналистское восприятие, были хорошими специалистами, профессионалами в своей работе. Может быть, у меня сложилось неверное представление об их работе, или, возможно, высшие звенья власти знают о них некоторые факты, которые неизвестным мне, но в таком случае данные факты должны быть обнародованы. В противном случае мы вновь будем вынуждены впасть в объятия предположений и спекуляций. Интересно, когда правительство объявляет, что будет работать прозрачно, что оно имеет в виду?