«А1+» в рамках ретроспективного показа цикла передач «Постскриптум» представил мои старые интервью, одно из которых сделано осенью 2000 года с известным публицистом Арменом Ованнисяном. Он был одним из тех представителей интеллигенции, который активно занимался и общественной деятельностью и в 1999-2000 гг. был рядом с одним из самых радикальных оппозиционеров, предпринимателем Аркадием Варданяном. Богатый предприниматель Аркадий Варданян приехал из Москвы, развернул здесь бурную политическую деятельность, в том числе проводил и многотысячные митинги, естественно, с требованием отставки Роберта Кочаряна. Второй президент жестоко расправился с оппозиционным деятелем, лишив его свободы на несколько месяцев, а затем фактически выдворив из Армении.
И вот Армении Ованнисян дает интервью «А1+» уже в то время, когда Аркадий Варданян был заключен в тюрьму. Во время этой беседы он высказал много ценных и актуальных мыслей, например, посчитал бессмысленным метод, – «такого-то долой, такого-то милости просим», – который использовали в своей борьбе многочисленные оппозиционеры и до Аркадия Варданяна, и после него. Но самое интересное его высказывание было следующим: «Важен не Аркадий Варданян, а тот нарастающий гнев, то выражение протеста, даже ненависть, что самое ужасное». Эта мысль не только опровергает тот пропагандистский тезис, что 15 или 20 лет назад гнева, протеста или ненависти к властям не было. Важнее то, что эти чувства были той осью, вокруг которой вращалась оппозиционная деятельность на протяжении последних 25 лет.
Неважно, ты дашнак или член НДС, Ашот Манучарян, Арташес Гегамян, Аркадий Варданян или Артур Багдасарян. Важно то, что ты выходишь к микрофону, собираешь вокруг себя обозленных, полных ненависти людей и в максимально красочных выражениях клеймишь власти. Они же, когда чувствуют опасность, могут лишить этого ритора свободы и сломить хребет возглавляемому им движению. Члены комитета «Карабах» также были арестованы, однако движение не угасло. Задумывались ли нынешние оппозиционеры, почему? Вероятно, по той причине, что кроме бичевания, эти лидеры сформировали определенную идеологию, в которую люди верили. Делать ставку только на гнев и протест и не добиться быстрой победы – это приводит к разочарованию, к застою и, самое главное, недоверию к таким риторам.
Читайте также
Сейчас момент застоя. Но через два-три месяца ораторы такого типа наводнят площадь. Когда они начнут говорить о расстрелах, сожжении и четвертовании, вспомните повторяющиеся сценарии, после которых этим деятелям второго шанса, как правило, не дается.