Голос Америки. Министрам иностранных дел НАТО предстоит напряженная повестка дня на переговорах в Брюсселе во вторник. Во главе списка стоит укрепление отношений с Евросоюзом.
Однако в то время, как перед альянсом стоит множество сложных проблем, от бряцающей оружием России до хаоса в Сирии, от иммиграции до терроризма, в официальной повестке дня не обозначен главный вопрос: какой курс в отношении НАТО возьмет Дональд Трамп, став президентом США?
«Все будут думать о Трампе», – отметил аналитик брюссельского Института Эгмонт Свен Бископ в преддверии двухдневного саммита глав внешнеполитических ведомств НАТО в Брюсселе.
Противоречивые высказывания избранного президента о Североатлантическом альянсе и его еще более противоречивые телефонные беседы и твиты, в том числе возмутивший Пекин разговор с президентом Тайваня Цай Инвэнь, только усилили опасения европейских стран, отмечают аналитики, в то время как выбранные им кандидатуры на ключевые посты в сфере безопасности вызвали там смешанную реакцию.
Читайте также
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая в понедельник на пресс-конференции, напрямую не затронул эту тему, отметив лишь, что «с нетерпением ждет» сотрудничества с Трампом на саммите НАТО в следующем году.
Однако Столтенберг ранее выразил уверенность в том, что приверженность Вашингтона альянсу останется неизменной, несмотря на предвыборные заявления Трампа, что США необязательно будут защищать членов НАТО, которые вносят недостаточный вклад в альянс.
«Европейцы постараются подчеркнуть свою приверженность интересам европейской обороны и обязательства Америки по статье 5 о коллективной самообороне», – считает эксперт по НАТО из лондонского института Chatham House Эндрю Дорман.
Эти переговоры также станут последним крупным саммитом НАТО, который пройдет при участии администрации президента Обамы, и прощальным мероприятием для госсекретаря США Джона Керри, который позже на этой неделе отправится в Германию.
«Европейцы попытаются понять, что же из себя будет представлять администрация Трампа, – говорит Дорман. – Не очень понятно, сможет ли Керри им это объяснить. Я думаю, он теряется в догадках точно так же, как и все остальные».
Саммит состоится через несколько дней после того, как Евросоюз анонсировал амбициозный новый план по финансированию и исследованиям в сфере обороны, включающий ежегодные инвестиции в размере 5,36 миллиарда долларов.
Хотя Вашингтон годами призывал европейские страны увеличить расходы на оборону, жесткие замечания Трампа, похоже, возымели эффект, считают аналитики. В настоящий момент около 70 процентов бюджета НАТО приходится на США. Лишь четыре члена альянса – Великобритания, Греция, Польша и Эстония – удовлетворяют целевым показателям и выделяют на оборону не менее двух процентов своего ВВП.
Однако, в то время как Европа укрепляет свои оборонные ресурсы, возникают более серьезные вопросы о будущем трансатлантических отношений при новой администрации в США.
Хотя назначение отставного генерала Джеймса Маттиса на пост министра обороны было встречено в Европе позитивно, похвалы Трампа в адрес российского президента Владимира Путина и его угрозы разорвать ядерное соглашение с Ираном обеспокоили многих союзников. Как и его выбор советника по национальной безопасности, которым станет отставной генерал Майкл Флинн, ярый критик Ирана с жесткими взглядами на радикальный ислам.
По иранскому вопросу европейские союзники могут вступить в конфликт с Трампом, если он попытается разорвать соглашение, считает Бископ.
С Россией ситуация обстоит сложнее. Хотя европейцы сохраняют в силе санкции и продолжают жесткую риторику в отношении Москвы по таким вопросам, как Украина и Сирия, здесь явно намечаются перемены. Кандидат в президенты Франции, консерватор Франсуа Фийон, как и некоторые другие политики, призывает к более мягкой политике в отношении Москвы.
Де Хооп Схеффер прогнозирует, что Москва постарается продемонстрировать свою военную мощь в преддверии инаугурации Трампа. «Путин будет проверять реакцию Трампа», – убеждена она.
Фото – Голос Америки