Обращаясь к визиту президента Ирана в Армению, трудно предугадать, какой другой практический эффект он будет иметь, кроме фотоэффекта. Насколько я понимаю, сотрудничество в области спорта, туризма и чрезвычайных ситуаций не может иметь ощутимого практического значения ни для Армении, ни для Ирана. В плане такого значимого потенциала это могут быть сфера энергетики и коммуникаций. Из информации о визите становится понятным, что разговор об этом в Ереване шел, но не ясен вес и итог этих разговоров.
В частности, в случае газа, есть ли возможность импортировать из Ирана в Армению столько газа, чтобы нейтрализовать энергетическую зависимость Армении от российского «Газпрома». Если это возможно, то прекрасно, и наши аплодисменты. Если нет, то пустая трата времени продолжаются. Хотя об энергетическом секторе в сообщениях вроде и появилось несколько примечательных и обнадеживающих строк, что обсуждался вопрос о транзите туркменского газа через территорию Ирана в Армению, и вроде есть согласие с иранской стороны. Это добрая весть.
Что касается коммуникационной сферы, то в ее основе лежит раструбленная в Армении идея проекта «транспортного коридора Север-Юг», о который Серж Саргсян говорит с 2008 года, наверное, уже восемь лет, хотя он так и не был реализован. Если честно, при трезвом размышлении, непонятен и смысл реализации подобного транспортного коридора. Насколько привлекательным рынком являются бедные страны Восточной Европы в бассейне Черного моря, или что Иран имеет помимо топлива для экспорта в Европу, что для этого недостаточно существующих автомагистралей и нужно потратить миллиарды долларов на строительство тысячи километров новых дорог? А добраться до Западной Европы и попасть в Средиземное море через Суэцкий канал, это, несомненно, более эффективный и кратчайший путь, чем путь к Черному морю, а затем через Дарданеллы и Босфор в Средиземное море.
Другой вопрос, что Иран является важной и дружественной страной для Армении, независимо от бесконечных и сложных проблем со всем остальным миром. И поэтому двусторонние отношения Армении и Ирана, независимо от того, какие реализуются или терпят неудачу совместные программы, визит иранского президента сам по себе стал важной вехой в контексте подтверждения и обновления существующих дружественных связей и сотрудничества.
Читайте также
Лусине ПЕТРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Грапарак»