Русская служба ВВС. Доклад на 35 страниц, в котором утверждается, что у российских властей якобы есть информация, при помощи которой те могли бы шантажировать Дональда Трампа, был передан директору американского ФБР сенатором Джоном Маккейном.
Насколько известно, доклад был написан бывшим агентом МИ6 Кристофером Стилом по заказу противников Дональда Трампа, не желавших его избрания президентом США.
Спонсируемая демократами вашингтонская компания, заказавшая этот отчет, сначала работала на «антитрамповскую супергруппу» — политический комитет действий — во время республиканских праймериз.
Затем, уже во время всеобщих выборов, ее спонсировал анонимный донор Демократической партии.
Читайте также
Сам Трамп и люди в его окружении категорически заявили, что все, написанное в этом документе, является ложью.
Пытаясь понять, стоит ли серьезно относиться к информации в докладе, сенатор Маккейн обратился за помощью к бывшему послу Великобритании в Москве Эндрю Вуду, так как тот лично знал Кристофера Стила.
Би-би-си связалась с Эндрю Вудом и попросила его рассказать об этой встрече с сенатором Маккейном.
Эндрю Вуд: Мы встретились на международной конференции по безопасности в Галифаксе [в Канаде]. Я хорошо знаком с одним из его сотрудников. 18 ноября, само собой, планы администрации Трампа и суть его отношений с Россией были одной из основных тем для обсуждений.
Не стоит забывать, что к тому времени уже появилось много сообщений — в особенности в американской прессе — про его финансы, о том, кто конкретно несет ответственность за хакерские атаки и почему президент Трамп столь заинтересован в дружбе с Путиным.
Я знал Криса Стила. Доклад, о котором вы говорите, к тому времени видели уже многие люди в Вашингтоне, но не сенатор Маккейн.
Я сказал ему, что я в курсе содержания доклада, хотя сам его не читал. Он может соответствовать истине, а может и нет — я не в состоянии это оценить.
Но в докладе содержатся два основных обвинения: во-первых, что кандидат Трамп был как-то замешан в хакерских атаках, а, во-вторых, что он совершил компрометирующие его сексуальные действия в России.
К этим обвинениям, с моей точки зрения, следует относиться серьезно — если они соответствуют истине.
Маккейн сам нашел копию доклада, а затем поговорил об этом с директором ФБР.
Би-би-си: То есть на тот момент вы сами этого доклада не видели?
Э.В: Нет, на тот момент нет. Я сказал ему, что я знал о существовании этого доклада.
Би-би-си: Вы сами его не читали?
Э.В.: Я мог бы это сделать. К тому же сейчас он уже опубликован. Но я его не читал тогда и не читал его и сейчас.
Самое сложное, когда речь идет о докладах подобного рода, — не выдавать свои источники информации. Я не знаю, с кем Крис разговаривал. Я не хотел об этом говорить ранее, так как имя Кристофера Стила еще не было обнародовано.
Но в докладе содержатся утверждения, которым придало некий вес то, как Трамп говорил о хакерских атаках, а также истории о том, как он относится к женщинам.
Не стоит также забывать, что КГБ/ФСБ регулярно прибегает к «медовым ловушкам» (когда спецслужбы снимают или фотографируют будущую жертву шантажа в компрометирующих сексуальных ситуациях — ред.).
Так что Маккейн решил, что надо отнестись к этой информации серьезно и что ее необходимо проверить.
Би-би-си: Но, с другой стороны, может быть, кто-то целенаправленно распространяет ложную информацию?
Э.В.: Да, это возможно.
Би-би-си: Расскажите про Криса Стила — вы хорошо его знаете?
Э.В.: Я его знаю как очень компетентного, профессионального агента, который ушел из секретной службы и у него теперь собственная частная компания.
Би-би-си: Вы ему доверяете?
Э.В.: Я не думаю, что он мог бы взять и сочинить это. Я не уверен, что в каждом случае он придет к правильному выводу, но это разные вещи.
Би-би-си: Он сейчас скрывается…
Э.В.: Это не удивительно.
Би-би-си: А чего именно он боится?
Э.В.: Ну, во-первых, перед дверью его дома огромная толпа журналистов, постоянно требующих каких-то комментариев, что сильно мешает.
Во-вторых, если его источники сказали ему правду и он написал правду, то это само по себе опасно — такие вещи знать опасно.
Би-би-си: Насколько это опасно? Может быть, Россия может что-то сделать, но что?
Э.В.: Россия, несомненно, хотела бы узнать, откуда он получил свою информацию, конечно, если эта информация соответствует истине, и не придумал ли он ее, во что я не верю. А Россия привыкла применять меры [в таких случаях].
Би-би-си: Его источники могли сочинить всю эту информацию и сделать по указке российских властей…
Э.В.: Это возможно, но это было бы достаточно сложной операцией для того, чтобы дискредитировать Криса Стила, и я не вижу, кому и зачем это было бы нужно.
Би-би-си: Вне зависимости от того, правда это или нет, не укрепились от этого позиции президента Путина?
Э.В.: Я думаю, что тот факт, что про эту информацию стало известно или что про нее ходят слухи, ослабляет его позиции.
Я также считаю, что Дональда Трампа не назовешь человеком, которого часто обременяют чувства скромности или стыда, и, даже если это правда, что он был подобным образом скомпрометирован, он отреагирует очень резко, и скажет: «Ну и что?»
Но это моя личная точка зрения.
Би-би-си: Но ведь он сам сказал на своей пресс-конференции, что на «Мисс Вселенной» он говорил всем вокруг, что повсюду находятся скрытые камеры и не надо делать никаких глупостей?
Э.В.: Да, но я не имею ни малейшего понятия, что он сказал тогда.
Би-би-си: Российское посольство в Лондоне написало в «Твиттере», что бывших агентов МИ6 не бывает.
Э.В.: Я думаю, что они говорят это исходя из своего опыта работы в КГБ.
Би-би-си: Нанесла ли эта история урон отношениям между Великобританией с одной стороны, и США и Россией — с другой?
Э.В.: Я не думаю, что попытка узнать правду может как-либо навредить. Гораздо лучше знать что-то, и делать это открыто, чем делать вид, что этого что-то не существует.
На снимке – Эндрю Вуд (Фото – Russia Now)