В среду, 8 февраля, Франсуа Олланд провел в последний раз в качестве главы Франции ежегодный ужин с представителями армянской общины. За исключением лидеров крайне-правой и крайне-левой партий (Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона), приглашение получили все кандидаты в президенты, но явился лишь один, социалист Бенуа Амон. Почему не пришли другие, и кого французские армяне хотят видеть следующим президентом Франции, выясняла Елена Габриелян из Международного Французского радио – RFI. В публикации далее говорится:
Министры, депутаты, сенаторы, даже кандидаты в президенты и действующий глава Республики — несколько сот человек получили приглашение на званый ужин от Координационного совета армянских организаций Франции. Мероприятие проходило в одной из пятизвездочных гостиниц Парижа, где были усилены меры безопасности.
«Это важное мероприятие. Армянская община играет важную роль в социально-культурной жизни Франции, но также в политике», — сказал кандидат в президенты от социалистов Бенуа Амон, задержавшись всего пару минут перед протянутыми микрофонами журналистов. В ходе ужина сидел он прямо напротив Олланда. Камеры зафиксировали, что он ему даже подмигнул.
Но главная интрига вечера — придет ли Фийон? Но оскандалившийся кандидат за два часа до начала вечера отклонил приглашение. Очевидно, что есть дела поважнее. А если быть более точным, большие проблемы. По данным последних соцопросов, после разоблачений сатирического журнала Le Canard Enchainé о якобы фиктивной работе его жены, правый политик потерял поддержку. А его отсутствие на этом вечере разочаровало организаторов.
Читайте также
«Возможно, у него не хватило времени. Но его представители — здесь. Весь политический класс представлен в своем разнообразии. Но мы б хотели, чтобы все кандидаты, которых мы пригласили, пришли. Для нас это важный знак. Эта встреча — хорошая возможность для нас передать политические послания о вопросе геноцида, Нагорного-Карабаха, развития Армении», — говорит Франк Папазян, возглавляющий вместе с Ара Тораняном Координационный совет армянских организаций Франции.
В 2012 году они выступили с открытой поддержкой Франсуа Олланда. За кого на этот раз, пока лидеры организации говорят, что не решили. В ближайшее время должны встретиться со всеми кандидатами, чтобы определиться с выбором. На вопрос, как будут голосовать армяне Франции, лучше всех, пожалуй, ответил журналистам Шарль Азнавур: «Как и все французы».
«Об армянской общине нельзя сказать, что она интегрирована или ассимилирована. Она — французская. Мы — не армяне Франции, а французы армянского происхождения. У меня две страны — Армения и Франция. С одной лишь разницей: я лучше говорю по-французски… Политика меня не интересует, я ею не занимаюсь. Я интересуюсь лишь тем, что происходит в моей стране и это абсолютно естественно. Я даже уточню: в моих странах. У меня их две. Политики…президенты — я их вез в Армению. Я их не заставлял, они с удовольствием едут. И я рад, что им нравится наша страна, церкви, кухня, радушный прием», — заявил RFI великий шансонье.
И похоже, и в следующий раз повезет — того, кого изберет Франция. Для французских политиков всегда было важно добиться благосклонности армянской общины, которая превышает 500 000 человек. К слову, вопрос геноцида и все законы, связанные с этой трагедией столетней давности, которая и стала причиной появления армянской диаспоры в мире, всегда были поводом предвыборных соображений. Даже уходящий с поста президента Франсуа Олланд позволил в ходе своего выступления скромную иронию: «Вот иди и пойми, почему трезвость ума у депутатов и даже кандидатов в президенты наступает лишь в контексте выборов». Эти слова Олланда зал встретил аплодисментами. Ведь пять лет назад все так и было.
В 2012 году, в разгар предвыборной кампании, правый депутат Валери Буайе (которая теперь числиться в команде Фийона) предложила закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян. Закон дважды прошел голосование в парламенте, но был отвергнут Конституционным советом. Новый текст так и не был принят при президентстве Франсуа Олланда.
Еще до начала праймериз с обещаниями на эту тему уже успел выступить Франсуа Фийон. Вызвать симпатию некоторых французских армян правому кандидату удалось и за высказывания в поддержку христиан Ближнего Востока в контексте сирийского конфликта. До войны в городе Алеппо их проживало более 100 000, а сегодня — лишь 15 000. К слову, присутствовавшая на ужине Валери Буайе в марте прошлого года в составе 30 парламентариев отправилась в Сирию на встречу с Башаром Асадом. Поездка была приурочена к католической Пасхе в знак солидарности с христианами стран Ближнего Востока.
Некоторым армянам близка также позиция Франсуа Фийона по поводу потепления отношений с Россией. За пару месяцев до выборов главный вопрос теперь в том, не разочарует ли своих армянских сторонников этот верный христианин и защитник традиционных ценностей.
Ну, а с действующим президентом армянам пока прощаться рановато. Хоть и не все положительно отзываются о его пятилетке. «Я осознаю, что выступаю перед вами в последний раз в качестве президента», — с чувством под аплодисменты сказал Олланд, но в целом зал отреагировал как-то вяло. Французский президент со свойственной ему иронией сказал, что заметил тех, кто аплодировал, а также всех остальных.
Из последних обещаний Олланда армянам, можно выделить, пожалуй, его предложение провозгласить во Франции национальный день памяти геноцидов. Глава Республики также заявил об усилиях своей страны в разрешении карабахского конфликта. Париж работает над организацией встречи между главами Армении и Азербайджана. Франсуа Олланд также сообщил, что 8 марта пригласил своего армянского коллегу Сержа Саргсяна в Париж. В этом году Франция и Армения отмечают 25-ую годовщину установления дипломатических отношений.
На снимке – Франсуа Олланд на встрече с армянской общиной, 8 февраля 2017 года
(Фото – Елены Габриелян, RFI)