Председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованнес Саакян — подавшему в отставку председателю Контрольной палаты Армении: «Пусть бы Ишхан Закарян создал традицию – представлять отчет избравшему его органу».
– Накануне председатель Контрольной палаты Армении Ишхан Закарян представил парламенту заявление об отставке. Как Вы думаете, в чем причина?
– Спросите Ишхана Закаряна, пусть он назовет причину. Наши коллеги в парламенте говорили о необходимости создать традицию, чтобы подавшего в отставку того или иного чиновника провожать вместе, отблагодарив его за совместную работу. Закон о КП предусматривает 15 дней для того, чтобы утвердить заявление об отставке, давайте не будем забегать вперед. А нашим коллегам, поднимающим тему традиций, хочу сказать: пусть бы Ишхан Закарян создал традицию — представлять отчет избравшему его органу, отчет о том, что было проделано за эти годы, а что нет. Это могло бы стать новой традицией. А традиция, о которой они говорят вовсе не традиция, это предусмотренная законом процедура.
– Уже несколько лет, как Ишхан Закарян не представляет парламенту отчетов. Одним из требований оппозиции было представление отчетов, однако республиканцы защищали Ишхана Закаряна как могли.
Читайте также
– Я не знаю, защищали или нет, однако я всегда придерживался того мнения, что руководитель такой важной структуры обязательно должен лично представлять отчет. Функцией КП является контроль за законным и эффективным использованием бюджетных ассигнований, и я сожалею о том, что глава весьма важной структуры лично не явился в парламент, пришел его заместитель, а это другая традиция, от которой мы должны избавиться. Хочу выразить уверенность в том, что в парламенте следующего созыва будет сформирована счетная палата, руководитель которой лично будет представлять отчеты. А в целом, мне бы сейчас не хотелось говорить о хороших или плохих аспектах деятельности КП, чтобы мои слова не рассматривались в предвыборном контексте. Я сам всегда говорил о проблемах, обращался в палату и так далее. Сейчас предвыборное время, и как во всех других случаях сейчас тоже каждый человек сам решает, где и с кем ему быть.
– Нет ли у Вас опасений, что политические процессы могут выйти из-под контроля РПА, особенно учитывая слухи о том, что экс-премьер-министр Овик Абраамян, покинувший ряды правящей партии, каким-то образом будет сотрудничать с Гагиком Царукяном. Как известно, Овик Абраамян с РПА сейчас не очень ладит.
– Касательно Овика Абраамяна заявления озвучивались, мне сейчас нечего добавить: Овик Абраамян сам решает, с какой политической силой ему принимать участие в политической жизни РА. Если будет что-нибудь новое, то мы выступим с заявлением. Что касается другого аспекта данного вопроса, РПА, конечно, контролирует ситуацию в этом смысле. Есть мнение о том, что для внушительной части оппозиционных сил политическую повестку диктует РПА. Но это ошибочное мнение. Да, мы владеем ситуацией касательно атмосферы в РПА и вокруг партии. Мы серьезнейшим образом готовимся к предстоящим выборам, которые, согласно новой Конституции, самые важные выборы. В случае удачной предвыборной кампании, полагаю, мы сохраним доминирующее положение в политическом поле.
– Независимо от того, каким будет сотрудничество Овика Абраамяна с Гагиком Царукяном – теневым или публичным, может ли данный альянс быть против РПА и Сержа Саргсяна?
– Давайте пока не будем говорить об альянсах, блоках, о людях, поскольку мы еще не знаем, какой политический деятель, какая партия или какой блок примут участие в выборах. Когда картина станет ясна, и начнется предвыборная кампания, мы посмотрим, какие идут процессы и потом только будем комментировать. Что касается деятельности, направленной против РПА или против Сержа Саргсяна, то, полагаю, есть мало поводов для того, чтобы действовать против них: мы всегда были открыты и честны с нашим народом и нашими партнерами.
– Несмотря на обещания республиканцев о том, что предстоящие выборы будут лучшими в новейшей истории Армении, рейтинговая избирательная система, имена возможных кандидатов сами по себе подсказывают, что наоборот – выборы будут самыми предсказуемыми и генератором будут деньги.
– Еще есть два месяца. Если в ходе выборов будут конкретные проявления, то мы заявим об этом. Но уже очевидно то, что эти выборы будут самыми важными, самыми активными и интересными, меняется система управления, повышается роль парламента. Помимо этого, больше людей будет участвовать в выборах. Например, в четырех избирательных участках раньше было десять кандидатов, то сейчас 10-15, и это число продолжает расти, естественно борьба будет ожесточеннее. Следовательно, подобные выборы, с точки зрения активности, кажется, будут впервые. И новый Избирательный кодекс, согласованный в формате «4+4+4», кажется, предусмотрел все механизмы по контролю, это объективно дает надежду общественности, участникам избирательных процессов, чтобы они приняли участие и стали хозяевами собственного голоса.
– То есть, Вы не видите предпосылок для острых избирательных процессов?
– Если под словом «острый» Вы подразумеваете активность, то да, будет очень острой.
– Я имею в виду волнения.
– Для этого должны быть объективные причины. Списки проголосовавших будут публиковаться, и если прежде говорили о том, что тот или иной родственник не принимал участия в выборах, и вместо них голосовали другие, то сейчас необходимо показать, где именно голосовали, должны быть подписи. В этом смысле, полагаю, не нужно будет устраивать бурю в стакане воды. Необходимы будут реальные доказательства, и если они будут представлены, то вовлеченных в процесс фальсификаций людей, привлекут к уголовной ответственности. Кстати, уголовное наказание предусмотрено и для тех, кто дает ложные показания. Следовательно, есть сдерживающие механизмы. Если есть политические силы, которые пожелают скрыть свое поражение за процессами на улице, то они будут вынуждены ответить хотя бы на один вопрос – где именно голосовали?
– Создается впечатление, что интрига этих выборов будет не в плоскости власть-оппозиция, а внутри власти.
– Не интрига, а борьба. Например, в одном марзе будет до 15 кандидатов, и каждый будет бороться против другого. Если раньше все они объединялись вокруг одного кандидата, то сейчас каждый будет работать для себя.
– И именно здесь будут серьезные противоречия.
– Полагаю, мы должны руководствоваться следующим принципом: количество голосов зависит от того, как тот или иной кандидат работал предшествующие выборам пять лет. Мне бы не хотелось, чтобы в процессе предвыборной борьбы имели место явления, которые могли бы бросить тень на весь процесс.
Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
10.02.2017г