Собеседник «Аравот» — сопредседатель Координационного совета армянских организаций Франции (CCAF), главный редактор журнала «Nouvelles d’Armenie» Ара Торанян.
– Господин Торанян, Вы находитесь в Ереване, следите ли за процессом выборов так же, как и другие представители Диаспоры, прибывшие в Армению?
– Армянская община Франции очень внимательно следит за избирательными процессами, атмосферой и в целом за всем тем, что сегодня происходит в Армении. Мы осознаем, что эти выборы были очень важными для страны. А приехал в Армению для того, чтобы понять, что происходит, поговорить с народом, понять их ожидания. В целом, у меня сложилось впечатление, что все идет в позитивном русле, несмотря на то, что мы далеки от международных стандартов, но создается впечатление, что как власти, так и оппозиционные силы стремятся к созданию более демократической системы.
– Несколько месяцев назад в Ереване было совершено нападение на полк ППС, погибли полицейские. В эти дни были такие представители армянской Диаспоры, которые выражали свою поддержку акциям протеста в Ереване, не скрывали своей симпатии по отношению к группе «Сасна црер», в частности методу решения проблем, борьбы против власти с помощью оружия. К примеру, живущие во Франции некоторые армяне активно давали «указания». Интересно, как представитель Диаспоры, как Вы относитесь к подобным методам?
Читайте также
– Моя позиция заключается в следующем: я не принимаю деятельность вооруженных групп, полагаю, есть более демократические методы, с помощью которых можно вести борьбу и добиться решения этих проблем, и не нужно делать это с применением оружия. Возможно, во Франции было несколько армян, которые в данном вопросе были «партизанами», однако это не отражает позицию армянской общины Франции. Мы, конечно, реалистично относимся ко всему, осознаем, что Армении предстоит пройти большой путь к достижению демократии. В этом смысле мы доверяем как политическим силам Армении, так и общественности в том, что они будут продвигаться вперед по демократическому пути, осознавая, что это длинный путь, есть необходимость в изменении менталитета.
Что касается конкретно моей позиции, то я никогда не буду поддерживать деятельность вооруженной группы. Я очень сожалею о том, что были жертвы. Ни одна страна в мире не будет терпеть вооруженное вторжение в полицейский центр, убийство полицейских и взятие людей в заложники. Это не означает поддерживать Сержа Саргсяна.
– Давайте поговорим о достижениях Координационного совета армянских организаций Франции. Какую роль играет организация в армяно-французских отношениях?
– CCAF поддерживает очень хорошие отношения с французскими властями. Уже пять лет, как действует совет, еще со времен президентства Саркози. Таким образом, армянская община Франции имеет статус. Например, 24 апреля официально отмечается во Французской Республике – в присутствии президента, президент Олланд и в этом году будет присутствовать в мероприятии 24 апреля, выступит с речью. Мы каждый год организуем ужин, в нем принимают участие президент страны, министры, представители интеллигенции. Таким образом, армянская община Франции имеет официальный статус, и, полагаю, отношения Франции и Армении проходят через CCAF.
Армения имеет важное значение для Франции, поскольку в этой стране есть организованная община. Например, в последнем номере журнала «Nouvelles d՚Armеnie» мы опубликовали интервью со всеми кандидатами в президенты, они представили свою позицию касательно того какими видят отношения с Арменией, какая у них позиция по карабахскому вопросу, Геноциду армян.
– Есть ли единая позиция в армянской общине касательно кандидата в президенты, кому они собираются отдать свой голос?
– Армянская община Франции еще не выразила свою позицию. Они еще приглядываются, знакомятся с предвыборными программами кандидатов – касательно армянских вопросов. Именно поэтому единой позиции нет по данному вопросу.
– Во всем мире, в том числе и в Европе, говорят о разных проявлениях популизма. Какая атмосфера сейчас в предвыборной Франции?
– Франция, как и другие европейские страны, проходит тот путь — через те же экономические трудности, через кризис с мигрантами, и позиции традиционных политических партий становятся слабее. Посмотрим, какими будут результаты выборов, но пока еще, к сожалению, на первом месте популистская партия. Армяне Франции тоже живут в той действительности, что и другие французы. Полагаю, армяне Франции сделают свой выбор, исходя из того, как кандидаты относятся к вопросам армянства, кандидаты в президенты имеют довольно конкретную позицию по интересующим нас вопросам. Один из таких вопросов — это членство Турции в ЕС. Мы не желаем, чтобы Турция стала членом ЕС и предпринимаем серьезные шаги, чтобы как власти, тал и кандидаты в этом вопросе проявили принципиальный подход.
– Господин Торанян, Азербайджан в европейских странах осуществляет лоббистскую деятельность. На страницах международной прессы можно прочитать о том, что имел место подкуп того или иного депутата. После апрельской войны какую деятельность ведет CCAF в карабахском урегулировании, для того, чтобы рассказать миру о милитаристской политике Азербайджана?
– Очевидно, что Азербайджан становится все более организованным, они тратят больше денежные средства, в том числе и во Франции. Между Францией и Азербайджаном подписаны важные торгово-экономические документы, и, несомненно, Азербайджан пытается злоупотребить этими экономическими отношениями, используя их как рычаг в политике. Мы пытаемся противостоять этой политике, на всех встречах с французскими властями мы выражаем свою поддержку Нагорному Карабаху. Однако не нужно заниматься самообманом – есть инвестиционные проекты в миллиарды долларов. Однако наша сила в нашей общине. Несомненно, нужно признать, что нам не удалось остановить отношения между Азербайджаном и Францией, однако нам удалось достичь многого, например, касательно позиции по вопросу Геноцида.
– После четырехдневной апрельской войны никто не исключает новых столкновений, повторения военных действий в Арцахе. С конца прошлого года ведутся разговоры и намечающейся встрече Саргсян-Алиев, однако она все время откладывается. Имеется ли у Вас информация о действиях властей Франции в карабахском урегулировании?
– Понятно, что мы озабочены и нам трудно свыкнуться с мыслью, что каждый день наши 20-летние парни подвергают свою жизнь опасности. Мы пустили в ход имеющие у нас под рукой все средства, чтобы помочь Карабаху. Когда Алиев прибыл во Францию в Париже, в Лионе и в Марселе нами были организованы акции протеста. Мы поддерживаем связь с посольством Армении и представительством Нагорного Карабаха, пытаемся усилить их связи с французскими кругами. Например, мы использовали наши связи с французской элитой, чтобы некоторые из них посетили Карабах, чтобы в местной прессе были опубликованы статьи о Карабахе, что очень важно. Понятно, что у нас нет таких средств как у Азербайджана, который просто подкупает европейских депутатов. Мы видим, что они очень активны во Франции, Франция для них имеет очень важное значение.
– В этом году намечается подписание нового документа между Арменией и ЕС. Насколько эффективными, на Ваш взгляд, будут эти отношения, если учесть факт членства Армении в ЕАЭС?
– Это очень важный вопрос. Полагаю, Франция и, в частности, Франсуа Олланд прилагают большие усилия для того, чтобы снова сложились отношения с ЕС, будучи членом ЕАЭС. Когда Олланд был в Ереване, он обещал это, тогда переговоры были приостановлены из-за членства Армении в ЕАЭС. Франция и Олланд, в частности, попытались найти путь, который даст возможность совмещать оба процесса, чтобы Армения смогла утвердить свою историческую значимость и положение на перекрестке этого сложного региона.
Эмма Габриелян
П.С. Интервью с Ара Тораняном было сделано 2 апреля, когда еще не были известны результаты выборов и предварительные оценки.