Лента новостей
Новости дня

В Турции не было бы изменений в мышлении, если бы государство не поощряло это изменения

27 апреля,2017 21:24

Эксклюзивное интервью «Аравот» с главным редактором стамбульской газеты «Жаманак» Ара Гочуняном

– Господин Гочунян, как бы ни было непринято говорить на тему нормализации отношений Армения-Турция, поскольку Турция отложила в сторону протоколы Армения-Турция, выдвинув на первый план Карабахский вопрос, что привело к замораживанию процесса нормализации отношений, тем не менее, не могу не спросить: учитывая тот факт, что Эрдоган является непредсказуемым политическим деятелем, считаете ли Вы возможным какой-либо сдвиг в отношениях Армения-Турция после внесения поправок в конституцию этой страны?

– Логически, с учетом нынешних реалий, мы не можем испытывать оптимизм в вопросе будущего нормализации отношений Армения-Турция: заявления, озвучиваемые как из Анкары, так и из Еревана не дают импульсов в этом направлении. Однако с другой стороны, конечно же, есть и другой фактор: мы должны попытаться найти основания для оптимизма в той среде возможностей, которая имеется сегодня. В обеих странах власть довольно твердо держится: и в результате референдума в Турции президент Эрдоган, и в результате парламентских выборов в Армении президент Серж Саргсян имеют прочную основу, достаточно демократических опор во внешней политике для того, чтобы в случае являющихся табу проблем прибегнуть к радикальным шагам. Другой вопрос, захотят ли они сейчас использовать свои резервы в данных вопросах или нет.

В конце мая будет отмечаться 25-летие Организации Черноморского экономического сотрудничества, юбилейный саммит планируется провести в Стамбуле – с участием президента Турции Эрдогана. В целом Организации Черноморского экономического сотрудничества является той платформой, где происходит общение Армения -Турция. Президент Эрдоган рассылает приглашения всем главам стран-членов организации, не знаю, в существующей атмосфере примет ли приглашение Серж Саргсян.

– Такое приглашение уже было?

– Не знаю, возможно, уже есть или находится в процессе. Как правило, главы государств и правительств на саммите идут навстречу друг другу. Обычно Армения и Турция не упускают платформу Организации Черноморского экономического сотрудничества.

До сих пор возможность воспользоваться этой платформой была, и если в рамках предстоящего саммита будет иметь место какой-то диалог или же изменится атмосфера, что конечно же, маловероятно, но если смотреть на все оптимистично, то, возможно, такой рубеж появится. Как в Турции, так и в Армении формируется новая власть, недавно в обеих странах изменилась форма государственного правления. Не знаю, какое решение примут власти Армении, на каком уровне примут участие в саммите. В одной из таких встреч, например, Армения принимала участие на уровне заместителе министров, и это было формальным участием. Хочу напомнить, что в тот период, когда подписывались протоколы Армения -Турция, Барак Обама только стал президентом. Одним из его предвыборных обещаний было признание Геноцида армян, и на этом фоне, в преддверии 24 апреля, он попытался оживить эти отношения, и данный факт в определенной степени способствовал подписанию протоколов. Сейчас в США новая администрация, однако ни одержавший победу Трамп, ни потерпевшая поражение Хилари Клинтон в своих предвыборных обещаниях данного вопроса так и не поднимали.

На одной стороне медали отношений Турция-Армения процесс давно уже назрел, однако на второй еще придется подождать, чтобы момент настал. Ситуация противоречивая, нет никаких логических причин для закрытых границ между двумя соседними странами. На региональном и двустороннем уровне очень серьезные интересы могли бы быть на первом месте, однако на столе по-прежнему остаются противоречивые факторы. Подождем, посмотрим, каким будет развитие событий. Серьезных ожиданий не нужно иметь, но, по крайней мере, нужно подождать. Думаю, нельзя игнорировать Организацию Черноморского экономического сотрудничества.

– А в вопросе Геноцида армян – на общественном уровне в Турции замечаете ли Вы изменения?  Много говорится о том, что в Турции сейчас более свободно говорят о Геноциде армян, ведутся обсуждения.

– Общественный уровень, конечно же, в свою очередь, очень важен. Но в Турции мы в последнее время замечаем изменения на государственном уровне, Начиная с 99-й годовщины Геноцида армян направляются послания на уровне премьер-министра или президента Турции. Этот факт важен сам по себе. Понятно, что в данном послании Турция излагает свою политику, руководствуясь собственными интересами, тем не менее, это очень важно, поскольку 24 Апреля является признанной датой годовщины Геноцида.

Армения указывает на очередную политику Турции по отрицанию, и здесь понятны причины противодействия, поскольку если обе стороны не инициируют общение, шаги одной из сторон не удовлетворяют другую. Однако с другой стороны это инициатива со стороны Турции —  шаг, который является реверансом в сторону Армении. Если армянская сторона говорит, что Турция отрицает Геноцид, то логическим продолжением может быть то, что происходит сегодня, то есть это шаг-реверанс в сторону Армении который нельзя игнорировать, поскольку Турция на самом высоком уровне говорит, что разделяет эту боль. Мне кажется, значимость этих посылов со временем будет больше цениться.

И не будем забывать про изменения, которые происходят в Турции на общественном уровне: в такой стране как Турция изменения в данном вопросе не могли бы достичь нынешней точки, если бы государство прямо или косвенно не поощряло бы данный процесс. И это тоже необходимо учесть.

– Господин Гочунян, поговорим об отношениях Россия-Турция. Недавно министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу стремление Запада вмешаться в дела Турции и РФ назвал болезнью, добавив, что Турция обеспокоена близкими отношениями Турции и России. Анкара заявляет, что намерена укрепить сотрудничество с Москвой. Для начала, как Вы оцениваете нынешний уровень отношений РФ-Турция, учитывая с одной стороны налаживание отношений Москва-Анкара, а также весьма впечатляющие отношения РФ-Азербайджан. Считаете ли возможным изменение статуса- кво в Карабахском вопросе?

– Несколько месяцев назад мы были в Ереване в рамках всеармянского форума журналистов, и тогда у нас появилась возможность встретиться с президентом Сержем Саргсяном, в своем выступлении он представил главные задачи внешней политики Еревана, и это для нас было исключительной возможностью. Была обсуждена и эта тема тоже. Было заметно, что президент Саргсян очень спокоен, даже говорил, что позитивная динамика в отношениях Анкары и Москвы не противоречит интересам Армении, а наоборот. Он сказал, что напряженность в отношениях Турция-Россия может оказать негативное влияние на Армению. Армения на протяжении 25 лет независимости, так же, как и сегодня, не руководствовалась желанием воспользоваться разногласиями важных игроков в том или ином вопросе, следовательно, уровень развития отношений Турция – Россия, по-моему, не является поводом для беспокойства с точки зрения Армении, тем более, что официальный Ереван сейчас именно так объясняет ситуацию.

С другой стороны, ход событий в отношениях Россия-Турция является весьма интересным. Кризис, который наступил после того, как был сбит российский самолет, уже преодолен, но атмосфера, установившаяся после этого уже в свете сирийских событий иная. Анкара и Москва с одной стороны сближаются, но с другой могут произойти события, по которым их позиции интересы совпадать не будут. То есть, ситуация меняется. В Сирии и в Ираке есть противоречащие интересы, которые непосредственно могут отразиться на отношениях международных игроков. То же самое происходит и в отношениях Турция-Россия. Что касается отношений Россия-Азербайджан и их возможного влияния на Карабахский конфликт, то это совсем другая проблема, и она не связана с российско-турецкими отношениями. Турция свою позицию давно уже высказала – она однозначно выступает в поддержку политики Азербайджана. Но как влияет эта политика на процесс Карабахского урегулирования, совсем другой вопрос, поскольку хоть и позиция Турции понятна, тем не менее, эффективность целей, которые они преследуют под вопросом. Но все равно, уже 25 лет Турция придерживается этой позиции. Россия, как посредник в Карабахском урегулировании, имеет ведущую позицию, Россия является стратегическом партнером Армении, у этой станы такие же тесные связи и с Азербайджаном. До сих пор мы были свидетелями того, что Армении удавалось получить минимально необходимое в региональном соотношении. Ереван всегда повторяет, что делает все, чтобы сохранить баланс сил в регионе, и в данном процессе, естественно есть совместная работа с Москвой. В этом смысле, наверное, нет достаточных оснований полагать, что этот баланс может измениться.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

П.С. Вторая часть интервью с Ара Гочуняном о конституционном референдуме в Турции и об отношениях Анкара-ЕС – в следующем номере печатной версии «Аравот».

Газета «Аравот»,
25.04.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать