Завтра последний день предвыборной агитации. Политические силы в последний раз произнесут свои пламенные речи, опытные риторы внесут свою долю истерики. И финиш. Конец не только предвыборной кампании по выборам в Совет старейшин Еревана, но и вообще разного рода предвыборным кампаниям. Перерыв – на пять лет. В Национальном собрании, конечно же, будут произноситься речи. Но не так часто и не столь громоподобно: парламент не предвыборная кампания, там нет повода каждый день драть глотку.
Вчера один из моих друзей задал риторический вопрос: почему все это стало до такой степени нудным и без всякого уровня. Ответ, мне кажется, очевиден: спрос рождает предложение. Людям подается то, что они желают услышать. Если я буду говорить о любви, толерантности, великодушии, на меня сразу направятся сотни обозленных взглядов, и столько же людей начнут «шипеть». Если же я буду говорить о том, что надо расстреливать, сжигать, ломать, крушить, то сразу же удостоюсь бурных оваций. Люмпенизация общества приводит и к люмпенизации общественной мысли. Так что, здесь нет никакой тайны, мы находимся в том же водовороте.
Представители власти, как правило, косноязычны, тяжелы на мысль и алогичны, словом, «соответствующие» и «сами по себе». Оппозиция жесткая, бичующая, лозунговая, короче, «они победят», а «режим пребывает в панике». Если этот стиль был более или менее уместен во время парламентской предвыборной кампании, то в случае выборов в Совет старейшин Еревана лозунги такого типа звучат достаточно надуманно. Тема этих выборов все же иная.
Выбирая политическую силу, выступившую с заявкой на вхождение в парламент, я выбирал идеологию, а не людей, и именно поэтому проголосовал за «Свободных демократов». Если бы мне пришлось выбирать мэра Еревана, то мне волей-неволей пришлось бы выбирать человека, который в сравнении с другими будет руководить городом более эффективно. Это может быть коммунист, гнчак, «армянский арий». «Панические» или «режимные» лозунги хотя и продолжают в этом случае нравиться люмпенизированной массе, но как-то неуместны.
Я не буду участвовать в выборах Совета старейшин Еревана, потому что не являюсь жителем столицы. А выступать с советами и призывами не хочу, пусть этим занимаются пропагандисты. Вместо этого я с радостью отмечу, что в следующие пять лет выборов не будет. Я надеюсь.