Если ты что-то разрушаешь, то должен знать, что будет на этом месте. Это касается как больших, так и маленьких дел. Советская система была неэффективной, фальшивой, она оказалась в глубокой яме, в тупике. Но когда было принято решение «перестроить» ее, не было представления о том, что будет на месте этой системы. В советской правящей верхушке идея «перестроить» созрела еще во времена Андропова. Однако сталинская структура, которой долгое время руководил Андропов, имеет собственные «правила игры», свои рамки, которые пресекали рождение по-настоящему свежих идей, препятствовали формированию реально новых подходов. И в то время, когда после смерти Андропова его «протеже» в 1985 году попытался начать эту «перестройку», подобных представлений тоже не было. То есть, вопрос не в том, что Горбачев был американским шпионом (народный фольклор оставим фейсбуку), а в том, что он не имел четкого представления о том, что будет после «перестройки». В результате мы получили руины, на которых Путин пытается что-то построить, но поскольку он тоже является представителем сталинской школы, то подходит к вопросу в точно таких же рамках.
Что нужно было делать в 1985 году, я не знаю. Могу сказать только, чего не нужно было делать: не нужно было спешить — иметь детальный план дальнейшего развития страны, и потом только осторожно и постепенно изменить то, что нужно было изменить в первую очередь, потом – во вторую очередь, потом в третью и так далее. Я понимаю, что мой консервативный подход, возможно, многим не понравится, однако любой резкий шаг причиняет боль людям. На мой взгляд, это очевидно.
То же самое и в более мелких делах. Рынок «Фирдуси», конечно, архитектурной ценности не представляет. Это некрасивый, узкий, неряшливый «коридор», не имеющий право на существование в столице, а тем более – в ее центре. Торговцы заранее были предупреждены о том, что «Фирдусноц» будет демонтирован, и это неизбежно. Однако им было предложено пойти торговать на других рынках, где размер платы за торговое место выше, чем на рынке «Фирдуси». Мне кажется, перед тем, как начать действия по демонтажу, необходимо было создать «социальные амортизаторы», например, компенсировать торговцам прибыль за один-два месяца (это, на мой взгляд, мизерная сумма), чтобы люди смогли свыкнуться с новыми условиями.
Однако самое главное это то, что перед тем, как демонтировать, необходимо было решить, что будет на этом месте, найти соответствующего инвестора, застройщика и осведомить обо всем ереванцев. В противном случае развалины «Фирдусноца» останутся неделями, возможно, месяцами. Точно та же, как до сих пор остались руины Советского союза. В первую очередь – в нашем сознании.