Как известно, сталинские репрессии были осуждены еще в 1956 году самими коммунистами. Конечно, осуждение было непоследовательным и не коренным, но, вроде, еще в то время было констатировано, что расстрел и ссылка миллионов невинных людей в ГУЛАГ было не столь правильной политикой. Конечно, были и, может быть, есть и сейчас непоколебимые сталинцы, которые убеждены, что кровь миллионов людей – это та цена, которую платили за экономическое и военное могущество советской страны. Во всяком случае, ни в 1956-1964 годах, ни в 1985 году и до недавнего времени ни у кого и в мыслях не проходило, что разговоры о жертвах коммунистических репрессий содержат в себе «антироссийский» элемент.
Что тут может быть «антироссийского», если от большевистского людоедства в первую очередь пострадал именно русский народ, как количественно, так и качественно, так как уничтожались наиболее трудолюбивые крестьяне и более самостоятельно мыслящие интеллигенты? Пропаганда Путина, да, пытается обойти кровавые страницы большевистского прошлого, оправдать тоталитарную систему, придавать вид, что те ужасные преступления, которые совершались в течение 70 лет, на самом деле являются выдумками Запада и вообще врагов России. Согласно этой логике, цель даже самого простого человеческого участия к людям, пережившим страшные страдания (повторю, включая и самих русских), – ослабление России. Современное российское руководство, так сказать, «принимает на себя» каждое нелестное слово в адрес сталинского тоталитаризма.
Но все это проблема российских граждан, если они готовы к тому, чтобы им таким способом промывали мозги, пусть заглатывают эту наживку. А с нами этот как связано? Мы считаем, что Кремль обидится на то, что в Ереване проходит выставка, в ходе которой почитается память жертв большевистских репрессий. Интересно, это из российского посольства позвонили и запретили, или наши сами додумались, что это может вызвать недовольство Москвы, как уже было при обсуждении переименования улиц. Однако закордонным «комиссарам», регулирующим процессы внутри Армении, можно, наверное, объяснить, что нас заботят армяне, и те армянские деятели, которые стали винтиками в людоедской системе.
… А вообще, запрет на выставку во втором десятилетии 21-го века вполне созвучен 70-летнему пути, пройденному нами в 20-м веке.