Эдуард Шармазанов утверждает: «Армения одна не может в полной мере осуществлять свою оборону»
«Сказанное мной исходит из стратегии безопасности РА, военной доктрины Армении и, как минимум, из реалий последних десятков лет. Во-первых, в мире за исключением некоторых держав, кстати, с оговорками, нет и одной страны, которая одна может иметь полноценную систему защиты. Обычно это бывает посредством тесного сотрудничества с тем или иным альянсом»,- в беседе с «Аравот» отметил вице-спикер НС Эдуард Шармазанов. Накануне в парламенте обсуждался вопрос о ратификации соглашения об объединенной группировке войск между Республикой Армения и Российской Федерацией. В своем выступлении Шармазанов заявил: «Армения одна не может в полной мере осуществлять собственную защиту». Это выражение вчера много обсуждалось и за стенами парламента. Обсуждения вице-спикера НС сковывать не стали, не стали также причиной для пересмотра такого мнения. Для того, чтобы подтвердить свою точку зрения наш собеседник приводит примеры. Он говорит, Греция, являющаяся членом НАТО, прибалтийские страны, Польша, Кипр, являющийся членом НАТО, которые, по их мнению, стоят перед серьезными вызовами и угрозами, принимают и заявляют, что без членства в НАТО они не могут сами и в полной мере решить вопросы своей безопасности. Он добавляет, что Армения, которая стоит перед разными угрозами со стороны Турции и Азербайджана, является членом ОДКБ.
«Естественно, когда мы говорим о системе безопасности, мы не имеем в виду лишь борьбу с автоматами. Мы имеем в виду, в том числе и переподготовку офицерского состава, техническое оснащение и покупку военной техники по доступным ценам. Если мы можем все это сами обеспечить, то зачем здесь российская военная база? Просто так? «Искандер», «Иглу» мы производим? Все те, кто говорит о том, что Армения одна и полностью может обеспечить совершенную систему обороны, или увлеклись мечтами или заняты политической авантюрой.
«Определитесь, «Игла» и «Искандер» нам на руку или нет», — говорит Шармазанов, повторяя, что Армения стала частью военно-политического альянса, в данном случае – ОДКБ для укрепления своей безопасности. «Почему Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян, а сейчас Серж Саргсян держат в Армении российскую военную базу?»,- иронизирует оппонентов вице-спикер НС? Он добавляет, что в 21 веке перед угрозой «Исламского государства» и терроризма даже европейские страны с совершенной демократией не могут сами обеспечить свою безопасность. «Я ничего нового не говорил, если эти люди только проснулись, пусть придут в себя: российская военная база на протяжении многих лет находится здесь, в первую очередь, для обеспечения безопасности Армении. Если они выступают против участия Армении в ОДКБ, то это вопрос политического вкуса. Мы находим, что РА должна оставаться в ОДКБ и развивать собственную систему безопасности с РФ. Однако, независимо от того, будет Армения в ОДКБ или в НАТО, она не может иметь полноценную и совершенную систему безопасности»,- утверждает наш собеседник.
На наше замечание о том, что апрельская война выявила спорные стороны армяно-российских отношений, особенно, если учесть, что до военных действий и особенно после них РФ продолжает вооружать противника РА, вице-спикер НС озвучает уже много раз услышанную из его же уст фразу: «Мне неизвестны совершенные и идеальные военно-политические альянсы». И пример приводит: «В том же НАТО, считающемся довольно серьезной военно-политической структурой, есть члены, у которых имеются друг с другом серьезные проблемы. Например, в 2003 году США — член НАТО хотели начать в Ираке наземную операцию. Другой член НАТО – Турция не предоставила свою территорию. Член альянса – Германия выступила против решения США. Член НАТО – Турция в 1974 году захватила 40 процентов территории Кипра — члена ЕС. Турецко-греческие военные отношения довольно напряженные». Наш собеседник особо подчеркивает: «Армения не для России становилась членом ОДКБ, не для России держит российскую военную базу. Российская военная база находится в Армении, поскольку это исходит из интересов безопасности РА. Современна Турция, тем более со своим президентом с неадекватным поведением представляет опасность для региона – вместе со своим младшим братом Азербайджаном».
Мы отметили, что, возможно, возмущает то, что армянские чиновники пребывание российской военной базы представляют исключительно с точки зрения армянских интересов, тогда как у РФ свои интересы, и наличие российской военной базы является взаимовыгодным. Эдуард Шармазанов согласен с тем, что это взаимовыгодно: у РФ на Кавказе есть свои интересы, однако наличие базы на руку Армении: «В политике односторонней выгоды не бывает, и армянские чиновники ни в коем случае не представляют исключительно с точки зрения интересов Армении. Членство Армении в ОДКБ или ЕАЭС нельзя рассматривать как жест в сторону членов этих организаций или российской стороны. Это исходит из наших государственных интересов. То же самое касается российской военной базы. Интересы двух государств совпадают. Так же, как и совпадают в вопросе создание совместной группировки. В ближайшее время Армения готовится подписать новое соглашение с ЕС. Разве мы это делаем для ЕС? Естественно, мы это делаем исходя из наших, они – из своих интересов».
Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
05.10.2017г