В связи со смертью отбывающего пожизненное заключение по делу «27 октября» Эдика Григоряна в эти дни можно услышать различные комментарии о том, что «его убили», «ему было, что рассказать» и так далее. Для начала поговорим о состоянии его здоровья. Четыре года назад мы писали о том, что департамент пенитенциарных учреждений министерства юстиции РА разрешил, чтобы после тяжелой операции на сердце за приговоренным к пожизненному заключению Эдиком Григоряном ухаживала мать. Заключенного прооперировали в медицинском учреждении Норк-Мараш, а в связи с необходимой суммой в размере четырех миллионов драмов вмешался Общественный совет. Кстати, глава офиса Общественного совета Акоб Бархударян рассказал, что 24 октября ОС получил письмо от отца Эдуарда Григоряна – Гарегина Григорян, в котором последний отмечал, что у сына серьезные проблемы со здоровьем, и есть необходимость в срочной операции, попросив Общественный совет оказать поддержку в решении этого вопроса, вместе с письмом отправив также заключение из клиники Норк-Мараш. Вазген Манукян обратился к министру юстиции Грайру Товмасяну, чтобы в рамках закона была обеспечена надлежащая помощь пожизненно заключенному.
В период, когда велось предварительное следствие по делу «27 октября» скончался подозреваемый, электрик Норайр Егиазарян. Ему тогда было предъявлено обвинение в том, что 25 октября – за два дня до террористического акта с условием, что получит 350 долларов, он при посредничестве жены продал Эдику Григоряну 60 патронов с двумя обоймами, с ним они работали в том же медицинском центре. В 2004 году повесился дядя братьев Унанян – Врам Галстян, в 2010 году умер один из членов группы – приговоренный к 14 годам лишения свободы Гамлет Степнян (напомним, что его защитник – член палаты адвокатов РА Агаси Атабекян неоднократно направлял письма в связи с состоянием здоровья своего подзащитного). По этому делу из жизни ушел один из важных свидетелей – исполнительный директор Общественного телевидения Тигран Нагдалян, который был убит рядом со своим домом, бывший депутат НС Мушег Мовсисян скончался в больнице. Свидетель, медработник Роза Ованнисян скончалась в США, где из жизни также ушел сотрудник Общественного телевидения Тигран Назарян. Еще один свидетель – сотрудница паспортного отдела НС Асмик Абраамян повесилась на своем рабочем месте.
Эдик Григорян, родившийся в 1964 году, работал врачом в детской клинической больнице скорой помощи, когда начались слушания по делу в суде. Его взяли под стражу 28 октября 1999 года. Его защиту осуществлял член палаты адвокатов РА Каро Агаджанян.
В ходе судебных процессов имя Эдика Григоряна звучало неоднократно. В первый раз тогда, когда Наири Унанян, вернувшись из Турции хотел создать политическую организацию, и с этой целью встретился с Эдиком Григоряном, Размиком Василяном, Тиграном Назаряном. Позже – 11 сентября 1999 года они с Наири Унаняном идут в НС, чтобы «на месте изучить ситуацию». Наири Унанян в своем показании сказал следующее: «Мы были в НС около часа. Эдик уже знал о намерении». Н. Унанян планоровал совершить теракт 13 сентября. Однако члены группы – Э. Григорян, Карен, морально еще не были готовы. Было еще одно обстоятельство: пропуск в НС, которого еще не было. Кстати, тогда братья Унанян и Эдик знали о всех шагах.
В эти дни в социальных сетях озвучивается мысль, что Эдик не находился в зале заседаний. Хочу привести цитату из судебного дела, освящаемого мной на протяжении трех лет: «Согласно материалам дела, Эдик Григорян и Дереник Беджанян, подоспевшие на помощь Наири и Карену Унанянам, Враму Галстяну, активно дополняли их действия, в хаотической ситуации действуя трезво, дерзко, целеустремленно, в результате чего смогли очень быстро установить контроль над залом заседаний и прилегающей к ней территории». Кстати, на открытом судебном заседании было констатировано следующее: «Стреляли Эдуард Григорян и Врам Галстян, последний, будучи в исступлении, выкрикивал угрозы и терроризировал находящихся в зале людей». Многие забыли, что по этому делу есть много «бывших подсудимых», которые попали под амнистию – Армен Гаспарян, Аветик Минасян, Армен Арутюнян, Мисак Мкртчян, Сашик Етимян… Аветик Минасян, работавший в полке милиции МВД, занимавшемся охраной важнейших объектов, будучи в этот день дежурным милиционером, в течение предварительного следствия сказал следующее: «Мы разрешили, чтобы имея один пропуск, Наири, Карен Унаняны и Врам Галстян вошли на территорию НС. Услышав выстрелы из зала заседаний НС, запаниковал, оставил место службы, в результате чего Эдуард Григорян и Дереник Беджанов, вооруженные пистолетами, беспрепятственно вошли в здание НС и в зал заседаний». Отметим, что Наири Унанян пошел домой к Ашоту Князяну (его защитником была Маруся Чилингарян, которая тоже скончалась -Р.М.), согласно его показанию – вместе с Эдуардом Григоряном, для приобретения «Калашникова». 6 и 8 октября – день рождения Ашота Князяна и Эдуарда Григоряна. Наири Унанян дал показание и том, что участвовал на праздновании дней рождения обоих.
Свояк Эдика – сотрудник СНБ Есаян, в присутствии которого и зашла речь об их намерении совершить смену власти. Именно поэтому иногда отмечается, что в СНБ знали о том, что готовится.
Активное участие Эдика Григоряна можно увидеть также при составлении чертежей зала заседаний НС и смежных залов, когда у него была возможность на час войти в здание НС.
4 ноября 1999 года у следователя военной прокуратуры РА Г. Асланяна дает показание Тигран Нагдалян. Об Эдуарде Григоряне он говорит следующее: «Насколько мне довелось общаться с Э. Григоряном, это дает мне возможность сказать, что он был спокойным, избегающим флирты человеком, дружелюбным и любящим юмор». А 15 мая 2000 года на допросе у члена следственной группы, следователя по особо важным делам прокуратуры РА Марселя Матевосяна (тоже скончался), отвечая на вопрос, кого из членов группы знал экс-президент РА Роберт Кочарян, ответил следующее: «О Карене Унаняне, Враме Галстяне, Эдуарде Григоряне и Деренике Беджаняне я узнал по поводу случившегося, как о членах террористического акта. Их, как и других обвиняемых, не знаю».
Рузан МИНАСЯН
Журналист, освещавшая судебное дело «27 октября»
Газета «Аравот»,
07.11.2017г