Лента новостей
Новости дня

Почему Турция превратилась в самого проблематичного члена НАТО

23 ноября,2017 21:24

Собеседник «Аравот» — ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности (АИМОБ), эксперт по Турции Айк Габриелян

– Господин Габриелян, 13 ноября в Сочи встретились президенты России и Турции Владимир Путин Реджеп Тайип Эрдоган. Эта встреча стала шестой за текущий год. Какие договоренности были достигнуты, на каком уровне сегодня находятся российско-турецкие отношения?

– Действительно, эта встреча стала шестой, и третьим визитом Эрдогана в РФ в этом году. Помимо этого, они в текущем году уже провели 13 телефонных разговоров. Встреча Путина и Эрдогана в Сочи продлилась более четырех часов, это означает, что стороны действительно, как и ожидалось, обсудили много вопросов двусторонней и международной повестки. Визит Эрдогана в Россию был особенно важен на фоне обострения отношений Турции с Западом (НАТО). Как заявил Путин, отношения РФ и Турции почти полностью восстановились, и РФ с Турцией сотрудничают практически по всем направлениям. По словам Путина, в ходе встречи обсуждался вопрос снятия запрета на ввоз турецких сельскохозяйственных товаров. Но поскольку о результатах переговоров заявлений сделано не было, то это означает, что РФ все еще предпочитает сохранять его и визовый режим в качестве рычага против Турции.

Ассоциированный эксперт АИМОБ, эксперт по Турции Айк Габриелян

Путин пообещал, что продолжит регулярные контакты с Эрдоганом, что не вызывает сомнений. Это также ему нужно на фоне сложных отношений Запада с Россией. В последнее время восстановление российско-турецких отношений идет полным ходом, хотя и это не мешает сторонам в случае необходимости действовать против друг друга. В любом случае, если несколько месяцев назад РФ обвиняла Турцию в пособничестве терроризму (ИГ), а Турция, в свою очередь, обвиняла РФ в пособничестве терроризму (PKK), то сейчас стороны отложили свои разногласия, осознавая, что ухудшение двусторонних отношений не пойдет им на пользу.

– Можем ли мы констатировать, что сегодня уже осталось в прошлом обострение в двусторонних отношениях, причиной которого стало то, что в ноябре 2015 года, турецкие силы на границе с Сирией сбили российский самолет. Есть ли сегодня разногласия в отношениях Москвы и Анкары?

– Да, можно сказать, что этот период в двусторонних отношениях остался в прошлом: инцидент с самолетом и последовавшие за этим события заставили страны ценить друг друга. Однако это вовсе не означает, что между двумя странами сегодня нет разногласий, и это разногласия разного характера. Интересы двух конкурирующих стан пересекаются в таких регионах, как Ближний Восток, Южный Кавказ, Центральная Азия и другие. Есть случаи, когда действия Турции вызывают недовольство РФ (например, поддержка Турции таким проектам, как «Транскаспийский», «Транс-Анатолийский» и «Трансдастрический» газопроводы), и, наоборот, в некоторых случаях действия РФ вызывает недовольство Турции (например, отказ РФ в предоставлении технологий по производству систем C-400, вовлечение сирийских курдов в переговорный процесс). Стороны просто придают большое значение развитию двусторонних отношений, на время забыв о разногласиях и выступая «единым фронтом» против Запада. Сближению двух стран способствует и то тому, что у России и Турции есть ряд важных сходств: а) наличие в двух странах авторитарных режимов, б) обида на Запад по поводу осуждающих заявлений, связанных с нарушениями прав человека, в) определенная изоляция Турции и РФ: РФ уже находится под санкциями, а Турция находится на этом пути, г)имперское прошлое двух стран: как РФ, так и Турция сейчас имеют определенные империалистические амбиции, если не по восстановлению бывших империй, то по распространению своего влияния, д) самая важная общность Турции и РФ в том, что по их убеждению региональные проблемы должны решаться региональными силами, а не такими государствами как США. Отношения с РФ для Турции являются очень важными как в контексте диверсификации двусторонних связей, так и для того, чтобы показать наличие «альтернативы» Западу, а также в контексте планов шантажа по отношению к Западу.

– В двусторонних отношениях самым крупным военным и экономическим проектом является продажа российских систем противовоздушной обороны C-400. Анкара считает этот вопрос решенным. Эрдоган сказал, что за системы C-400 Турция уже заплатила аванс в размере 2 млрд. 500 млн. долларов. Можно ли считать эту сделку завершенной и насколько она ставит под удар отношения с Западом, в частности с НАТО?

– Перед тем, как отправиться в Сочи, Эрдоган заявил, что Турция надеется, что контракт о покупке систем C-400 будет осуществлен в кратчайшие сроки. По его словам, с РФ уже есть договоренность, документы подписаны, однако все есть еще ряд технических деталей, которые планируется обсудить в Сочи. Так что, вопрос окончательно не решен, при этом это касается самой важной для Турции задачи в вопросе покупки систем C-400: Турция хочет получить технологии по производству этих систем, чтобы в будущем самой начать производство. Однако РФ до сих пор не согласилась на это. Так что, если Турция получит лишь системы C-400 и не получит технологии их производства, то она не полностью выполнит свое задание. Это становится более очевидным на фоне того, что количество систем C-400, которые собирается приобрести Турция, не полностью покроет воздушное пространство Турции. В середине июля 2017 года министр обороны Турции Фикри Ышык заявил, что власти Турции подписали с европейским (франко-итальянским) концерном EUROSam соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства перспективных комплексов противовоздушной обороны. Кстати, несколько лет назад консорциум EuroSam (комплексы Samp-) принял участие в тендере, объявленном Турцией на закупку противоракетных комплексов большой дальности, но турецкая сторона не выбрала ее. Естественно, шаги Турции по закупке систем противоракетной противовоздушной обороны вызывают недовольство Запада и особенно НАТО, как это было в 2013 году, когда Турция пыталась купить подобные системы у Китая (в НАТО неоднократно заявляли, что эти системы не могут интегрироваться с системами альянса). Тогда Турция попыталась получить у США технологии производства систем Patriot, но получила отказ. И с этих пор Турция пытается представить проблему в том свете, что, якобы, вынуждена была обратиться к Китаю, а сейчас к США и что Запад подтолкнул Анкару к этому шагу. Подобные шаги Турции становятся причиной обострения в отношениях с НАТО, а это привело к тому Турция в последнее время превратилась в самого проблематичного члена альянса

– Среди значимых проектов Москвы и Анкары можно отметить строительство атомной станции на территории Турции. Планируется, что Россия вложит в проект 22 млрд. долларов, когда планируется его осуществление?

– Во-первых, атомная станция в Аккую станет первой АЭС в Турции, и право на его строительство в 2010 году Турция доверила РФ («Росатому»), подобное доверие свидетельствует о стремлении Анкары сблизиться с Москвой. Это с одной стороны создаст основы для долгосрочного сотрудничества («Росатом» будет эксплуатировать АЭС в Аккую 60 лет с правом продления еще на 20 лет), а с другой стороны по инициативе турецкой стороны должна была привести к тому, что РФ по разным вопросам откажется от выражения неблагоприятной для Турции позиции. Строительство АЭС в Аккую (будет иметь 4 энергоблока, каждый мощностью в 1200 мВт) может начаться до конца текущего года. Строительство и сдача в эксплуатацию продлится 10 лет. Эрдоган уже пригласил Путина принять участие в закладке фундамента. Путин в Сочи заявил, что они планируют первый реактор запустить в 2023 году (100-летие со дня основания Турецкой Республики). Ранее турецкая сторона заявляла, что АЭС в Аккую будет готова до 2023 года, однако инцидент с самолетом заставил пересмотреть планы. Строительством АЭС Турция существенно снизит объем импорта газа (энергօносителей), свою энергетическую зависимость (РФ является главным поставщиком газа в Турцию, обеспечивая 50-55%- процентов потребности), а также сэкономит миллиарды долларов (Турция ежегодно тратит на импорт энергоносителей около 50 млрд. долларов).

– На каком уровне сейчас находятся российско-турецкие торгово-экономические отношения? Эрдоган предложил полностью снять существующие ограничения и восстановить безвизовый режим.

– Инцидент с самолетом и экономические ограничения, введенные Россией, нанесли серьезный удар пи торгово-экономическим отношениям между двумя странами, а также планам Турции по увеличению товарооборота до 100 млрд. долларов. Если в 2014 году товарооборот между РФ и Турцией составлял свыше 31 млрд. долларов, то в 2015 году эта цифра составила всего 24 миллиарда, в 2016 году — 17 млрд. В первом полугодии текущего года товарооборот вырос (по словам Путина — на 36%), достигнув 10 млрд. долларов. Уже было отмечено, что торговые ограничения со стороны РФ продолжаются, и хотя они несущественные, тем не менее, для того, чтобы вернуться к цифрам, которые были до инцидента с самолетом, потребуется 1-2 года.

– Перед встречей Путин-Эрдоган был восстановлен импорт турецких помидоров в Россию. Планируется в этом году импортировать пять тысяч тонн, соответствующее соглашение уже подписано. Если рассматривать в целом, могут ли турецкие товары на российском рынке навредить евразийским планам Армении?

– Для турецких помидоров РФ является довольно крупным и важным рынком. В 2014 году из Турции было экспортировано помидоров на 508 млн. долларов, 43% помидоров на российском рынке привезены из Турции, а в 2015 году уже 52% (347.000 тонн). Тогда как в период ухудшения двусторонних отношений в РФ было инвестировано 570 млн. долларов с целью оказания поддержки российским производителям помидоров, и по этой причине РФ долгое время отказывалась снять запрет на импорт турецких помидоров. Так что, скоро турецкие помидоры снова захватят российский рынок, а это может создать серьезные проблемы для армянских помидоров. Я, конечно, не экономист для того, чтобы сказать, будут ли турецкие помидоры более конкурентными на российском рынке. Если не ошибаюсь, турецкие помидоры даже в Армению ввозятся, что тоже является проблемой для местного производителя. Если даже армянские помидоры будут более конкурентными, все равно Армения не сможет поставлять столько, сколько Турция. То же самое можно сказать и о других турецких товарах на российском рынке.

Обобщение интервью – в печатной версии «Аравот» от 22 ноября.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Фото Айка Габриеляна – из официального сайта АИМОБ

Газета «Аравот»,
21.11.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать