Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что будет вести бескомпромиссную борьбу с «ворами в законе» и привлекать их к уголовной ответственности. Многих наших соотечественников это воодушевило, мол, вот именно так и надо поступать, было бы неплохо и у нас… Многое из того, что происходит в Грузии, мне нравится, но это заявление или популизм и брошенные на ветер слова, или обещание явного беззакония, или и то, и другое вместе.
В Уголовном кодексе какой-либо страны нет юридического статуса «вор в законе». Есть люди, подозреваемые, обвиняемые, разыскиваемые или осуждаемые за конкретно совершенное преступление. Если провозглашенный «вором в законе» совершил конкретное преступление, он должен быть осужден по статье, установленной законом. Если он не совершал, или же совершил, был осужден и отбыл соответствующий срок наказания, то он является таким же гражданином, как и все остальные граждане.
Квирикашвили говорит следующее: если человек признает или «объявляет», что он «вор в законе», это уже основание для его уголовного преследования. Получается так, как в свое время характеризовал осуществлявший сталинские репрессии прокурор Андрей Вышинский: «признание – царица доказательств». Итак, если я объявлю в Грузии, что я «вор в законе», то меня сразу же арестуют. Согласитесь, странная логика. Говорят, что «воров в законе» коронуют на так называемых «сходках» – сборищах воров.
Но это также не правовая категория. В конце концов, человек может считать «сходкой» также и семейный ужин у себя дома. И наоборот, если гражданин, совершивший преступление, объявляет себя не вором в законе, а матерью Терезой, это не освобождает его от ответственности.
Примерно такая же, не имеющая четкости терминология прозвучала вчера в парламенте Армении. Председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Армен Ашотян предложил запретить деятельность агрессивных тоталитарных сект. Но знаем ли мы, что представляет собой секта, или это определяется на глазок? И даже если знаем, можем ли мы определить, какая секта демократична, а какая тоталитарна? Здесь также, я считаю, все должно быть чисто в правовой плоскости. Если данная религиозная организация подталкивает человека к преступлению, самоубийству, самоистязанию и действиям, наносящим вред здоровью детей, то такая организация должна быть наказана по всей строгости закона. Но если человек, совершивший преступление, сделал это по собственной инициативе, то секта не имеет особого отношения к данному преступлению. Аналогичное преступление мог совершить и последователь Армянской Апостольской церкви или, скажем, атеист.