Фракция «Елк» провела уже второй марш протеста против поправок к Налоговому кодексу, а также последовавшего вслед за этим роста цен. В основе проблемы лежит экономика, но очевидно, что подорожание не является лишь «порождением» плохого управления экономикой, в нашей стране все имеет политическую основу. Член фракции Арам Саргсян в интервью «Иратес» подчеркивает, что они поведут борьбу с произволом властей в двух направлениях.
– Почему власти не реагируют на оппозицию?
– Они реагируют только в одном случае, когда к ним относятся грубо или в их адрес звучат ругательства. Только тогда они начинают интересоваться, чтобы прислушаться к тому, что мы говорим. Эти рассматривают проблемы только в такой плоскости. В контексте роста цен я отмечу важность вопроса по изменению общей экономической политики. Для меня приемлемым было бы даже подорожание, если бы власти сказали, что через три или пять лет, после вложения денег в такие-то сферы, наш бюджет возрастет настолько-то. Г-н Арамян говорит, что мы берем деньги, чтобы поливать дерево, но не сообщает – а какое дерево мы поливаем, этого даже нет в их послании к бюджету. После моего выступления он сказал, что в их послании об этом упоминается, я не поленился и прочел 90-страничное послание, но ничего подобного там не было.
Проблема в следующем, эти власти для устранения бюджетного дефицита пытаются собирать больше налогов с имеющихся средств и осуществляют это через повышение цен на продукты. Это также является требованием международных структур, когда вы заполняете нехватку бюджетных средств долгами, наступает момент, когда вам снова приходиться влезать в долг, чтобы расплачиваться с долгами. Таким путем многие страны дошли до дефолта, как это было с Грецией. В таких случаях международные организации говорят, что в вашей стране коррупция достигла огромных размеров, у вас слишком много излишних расходов, пенсии и зарплаты следует не повышать, а сокращать, нужно заморозить вклады в банках до решения этих проблем.
В случае Армении, где показатели уровня безработицы и бедности очень высоки, в нашем случае эта модель не сработает, потому что нашему народу знакомы другие формы протеста. Наше медиа-поле также убеждает, что вы потеряли всякую надежду, вам не на кого полагаться, все продажны, а прав Серж Саргсян, в таком случае граждане покидают страну, считая, что здесь не может произойти ничего хорошего. Такими темпами мы скоро попросту исчезнем. Поэтому я предлагаю не собирать дополнительные налоги, а привлекать в экономику дополнительный потенциал.
– У оппозиции нет доли вины в разочарованности людей? Речь не идет только о блоке «Елк», а обо всех, включая оппозиционные силы прошлых лет.
– Оппозицию не следует обобщать. Было время, когда самым активным оппозиционером был Арташес Гегамян, набиравший в несколько раз больше голосов, чем я, в свое время не раз самой активной оппозицией был и Артур Багдасарян, и теперь говорить, что виноваты и они, и я, было бы неправильно. Следует отличать зерна от плевел. Есть оппозиционеры, которым никогда не был свойственен такой стиль деятельности, и если они покидали площадь, то последними и не по своему решению. Если вы не видите этого и обобщаете, то и обычные граждане воспринимают всех одинаково. Проблема не касается меня, я неоднократно извинялся за свои ошибки и промахи. Не так, что я восхищен своим пройденным путем, но хотя бы не вешаю голову от стыда, и моим детям тоже нечему стыдиться. Вот так я и продолжу жить дальше.
Что касается вины оппозиции, я думаю, что и оппозиция также имеет свою долю вины, но основная вина на властях, это они стреляют в людей, это они раздают народу по десять тысяч драмов, это им подчиняются полиция и прокуратура. Как мне обеспечить справедливые выборы? Весь инструментарий у них, это они обязаны сделать это, потому что получают за это зарплату.
Конечно, есть влияние внешнеполитического фактора, который имелся в 2003 году, в 2008 году. Это российский фактор, который не хочет изменений в этой стране, и через свои связи, обещания тянет время, пока процессы не угаснут. Во всех остальных отношениях в действиях ни Степана Демирчяна, ни Левона Тер-Петросяна я не вижу ничего, что было бы против народа.
Рузанна ХАЧАТРЯН
Интервью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Иратес»