Сергей Параджанов (Саргис Параджанянц) – армянский кинорежиссер, который создал всемирно известные фильмы «Тени забытых предков» (1964), «Саят-Нова» и «Цвет граната» (1969), «Легенда о Сурамской крепости» (1985) , «Ашуг Гариб» (1989). В фильмах представлен быт, а также колорит и в целом культура Кавказа.
Музей Параджанов был основан в 1988 году. Это одно из самых посещаемых культурных заведений в Ереване. Из-за землетрясения 1988 года строительные работы на короткое время были приостановлены. Именно поэтому музей был открыт только в 1991 году. К сожалению, Параджанову не пришлось жить в этом доме, который стал музеем после его смерти. Музей раскрывает перед нами известные и неизвестные страницы жизни Параджанова, жизненный быт, неизвестные нам биографические данные и уникальные образцы его искусства.
Здесь представлены около1400 экспонатов и 700 творческих работ. В двух памятных комнатах были восстановлены некоторые части интерьера тбилисского дома и киевской квартиры Параджанова, которые еще при жизни по его желанию были перевезены в Ереван.
За почти 20 лет существования в музее было организовано 56 выставок, в том числе в Каннах, Салониках, Москве, Киеве, Риме, Лондоне, Лос-Анджелесе, Тегеране, Пекине, Париже и других местах. Примечательно, что во время зарубежных выставок не экспонируются коллажи из стекла, для того чтобы их могли увидеть только в музее.
Основная часть музейной коллекции – это работы Параджанова: рисунки, куклы, шляпы, эскизы к кинофильмам. Параджанов создал несколько автопортретов, которые также экспонируются. Разбитые тарелки, ненужные вещи, ножницы, музыкальные инструменты, стекляшки превращены в уникальные коллажи. В фондах музея хранятся письма режиссера, адресованные Лиле Брик, А. Тарковскому, Юрию Никулину, В. Катаняну и другим деятелям культуры.
Параджанов продолжал творить даже в местах лишения свободы. Большая часть оригинальных работ автора, которые также экспонируются в музее, создана в заключении.
В тюрьме Параджанов создал ряд коллажей «Несколько эпизодов из жизни Джоконды». В одном из писем, адресованных жене, он говорил: «Если я умру в тюрьме, Джоконда будет меня оплакивать».
Пожалуй, одним посещением мы не сумеем полностью раскрыть искусство и личность Параджанова, и вообще невозможно раскрыть всю суть Параджанова-человека.
ЛИЛИЯ АРЗУМАНЯН
Газета «Аравот»
14.03.2018г