Выступая 5 апреля в Пресс-клубе «Айели», герой Арцаха, генерал-полковник Аркадий Тер-Тадевосян по поводу проекта Минобразования и науки о «Стратегии военно-патриотического воспитания учащихся» сказал: «Не хочу говорить о том, в каком мы положении, именно поэтому сегодня поднят этот вопрос. У разных людей разные мнения. Надо посовещаться друг с другом, понять, чего мы хотим. Военный патриотизм связан с оружием, но девушки могут не брать оружие.
Повышаем военный патриотизм и хотим опираться на наши ценности. Мы должны иметь то, что имеют развитые страны. Мы немного запоздали, и программа не очень ясная. Я не хочу говорить что-либо о партии, у каждой партии, каждой школы – своя программа, но нужен один оптимальный вариант, чтобы мы поняли, какая от него польза и какой вред. По моему мнению, у нас сложился некоторый хаос. Выступают разные люди, и говорят такое, что понимаешь – не нужна ни наша литература, ни то, ни другое, и таким образом мы теряем нашу армянскую суть. Я общаюсь с разными людьми, я тоже хочу понять».
Командос не согласен с мнением, что военному патриотизму надо обязательно учиться с малых лет: «Мне было 50 лет. Приехал в Армению, но ничего в Армении не понимал. Когда началось Движение, меня не было в нем, я тогда был солдатом Советской Армии и выступал против движения. Как получилось, что я… Знаете… Жизнь заставляет. В движении участвовала моя жена, а я не участвовал. Был такой случай: институт Мергеляна собрал лекарства, их должны были отвезти в Карабах, и нужен был офицер. Я сказал, что поеду. Хотел узнать, что происходит в Карабахе. За неделю до этого, был такой генерал Макашов, он выдал нам оружие. Пришел домой, жена напала на меня, сказала – и что, ты в нас будешь стрелять? Что ты делаешь».
Тогда с воюющей с ним женой он воевал шутя. Сказал, да, буду стрелять: «Я тогда не понимал, что такое движение, советский полковник, защищал это государство, как я мог выйти против него? Я поехал в Карабах. Там был 14-летний мальчик, у него была гангрена ноги, срочно надо было вывезти в Ереван. Не пустили. Эти 14-летние дети, отношение турок… Я написал заявление и вступил в «Сасунци Давид». Понимаете, жизнь заставляет и жизнь выправляет. Я 4 года учился в Баку, 5 лет – в Ленинграде, я, военный с 9-летним стажем, сказал: поеду в Карабах, буду помогать карабахцам. Но представьте, я с моими знаниями там больше научился у людей. Как получилось? В Гадрутском районе армяне были изгнаны из 24 сел. В 25-м селе половина жителей армяне, половина – азербайджанцы. Серж Саргсян направил меня туда, дал 20 человек. Там мы воевали с обычной армией. 200 человек – советская армия, 50 человек – азербайджанский ОМОН. Нас 20 человек и мы должны были защищать это село. Знакомлюсь, был Давид, его дед – карабахец, говорит: надо напасть, защитить это село. Я удивляюсь, говорю – как я и ты, всего 20 человек, нападем на 200-300 человек, но потом смотрю, пришел Артур Мкртчян, еще несколько человек, сказали, будут освобождать село. Моих знаний не хватало, у отрядов из Армении и Карабаха было больше знаний и опыта, чем…. Они научили меня. Вы понимаете, что получилось?».
Напомним, что проектом предусматривается ввести военно-патриотическое воспитание в основной, старшей, средней общеобразовательной школе, в гимназиях и колледжах.
Командос сказал, что если общество не принимает, то надо обсудить с обществом и вместе понять, что делать. Проект должен пройти этап серьезных обсуждений, и только потом его можно принять.