Ответственный за Южный Кавказ правозащитной организации Amnesty International Леван Асатиани ответил на вопросы Армянской службы Голоса Америки, прокомментировав вопрос о политзаключенных в связи с последними событиями в Армении
В международном праве нет окончательного консенсуса о термине “политические заключенные”. Это скорее политический, чем правовой термин. В случае Армении и Азербайджана Совет Европы принял решение, пытаясь прояснить, кого именно можно считать политзаключенными. Amnesty International использует этот термин, который означает, что невинный человек был подвергнут приводу и заключен под стражу исключительно за политические взгляды и выражение свободы слова. Этот термин мы используем в четко сформулированных случаях — после всестороннего изучения ситуации.
В случае с Арменией мы изучили проблему свободы собраний. В Армении часто проводились акции протеста. Как представитель Amnesty International я был в Армении в процессе революционных событий. Мы изучали вопросы, связанные с правом на свободу собраний. Наша озабоченность в основном была связана с насилием со стороны правоохранительных органов и вопросами их ответственности.
В центре внимания Amnesty International была и другая важная проблема, связанная с захватом полка ППС в Ереване в 2016 году и с последующими событиями, когда были подвергнутые приводу люди. Мы считаем, что имеют место проблемы со свободным и справедливым судебным разбирательством, и мы можем констатировать, что в ходе судебных разбирательств имели место определенные нарушения прав человека.
Мы еще окончательно не изучили проблему политзаключенных в Армении. Принятым нами форматом является формулировка “узники совести”. Когда мы говорим о захвате полка ППС в Ереване, тo Amnesty International не может называть их узниками совести, поскольку имело место насилие. Поэтому мы не можем считать узниками совести и демонстрантов тоже. Формулировка “политический заключенный” понятие очень растяжимое.
Мы не можем призвать освободить заключенных, поскольку, как я уже отметил, имеют место случаи насилия. В этом заключается позиция Amnesty International. Мы можем призвать отпустить арестованных без каких-либо предусловий, если последние не применили насилия, если они не совершили преступления и были арестованы по той причине, что свободно выражали свои мысли. В этом случае, к сожалению, мы не можем обратиться с призывом отпустить арестованных. Однако нас беспокоит вопрос организации свободного судебного процесса. Решение об освобождении должно быть принято судом Армении.
Что касается последних событий в Армении, то мы выразили свое мнение о них, констатировав, что в целом митинги и собрания были мирными, что является беспрецедентным для этого региона, где мы постоянно становимся свидетелям столкновений и насилия. Мы имеем определенную озабоченность в связи с действиями полиции и констатировали несколько случаев, когда полиция оказала давление на подвергнутых приводу в отделения полиции лиц. Мы поговорили с некоторыми из пострадавших, которые показали следы насилия на своих телах, они утверждали, что сотрудники полиции применили насилие по отношению к ним в отделениях полиции. Наша следующая озабоченность заключается в законности действий полиции. Например, мы стали свидетелями того, что тысячи людей подвергались приводу из-за административных правонарушений, а также в подозрении в вовлеченности в уголовную активность.
Самым проблематичным является время содержания подвергнутых приводу лиц в отделениях полиции. Согласно законодательству Армении, подвергнутых приводу могут задержать на три часа, однако многие рассказывали, что их держали дольше.
Мы также констатировали ряд случаев, когда неизвестные лица подходили к мирным демонстрантам и начинали бить их. В некоторых видеоматериалах можно увидеть, как полиция не вмешивается и не подвергает приводу нападавших. Как нам рассказали демонстранты, это является характерным для полиции поведением, этим они пытаются сделать так, чтобы люди больше не участвовали в митингах, препятствуют реализации их права на свободу выражения.
Amnesty International также выражает свою озабоченность в связи с использованием против демонстрантов светошумовых гранат. Нам известно два случая применения подобных гранат в течение последних недель – без соответствующего предупреждения. В результате многие демонстранты и полицейские получили телесные повреждения.
Мы озабочены также случаями порчи частного имущества. Нас проинформировали о том, что полиция или неизвестные намеренно повредили автомобили граждан, которые использовались для перекрытия дорог. О вышеизложенных проблемах мы две недели назад проинформировали полицию РА. Мы еще не получили от них ответа о том, как полиция относятся к этим обвинениям и какие следственные действия предпринимают в этом направлении. Мы продолжаем расследование в этом направлении и надеемся, что нарушители закона будут привлечены к ответственности.