Кассационный суд 25 мая отказался принимать в производство жалобу корреспондента «Aravot.am» Рипсиме Джебеджян по поводу судебных актов аппелационной и первой инстанций – о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста.
Напомним, что 14 мая 2017 года – в ходе выборов в совет старейшин Еревана на избирательном участке 7/46 в административном районе Малатия-Себастия было оказано давление на корреспондента информационного сайта «Aravot.am» Рипсиме Джебеджян. Она на указанном участке стала свидетельницей открытого голосования. Заметив, что избиратели, проголосовав, показывают избирательный бюллетень члену комисии — представляющему партию «Армянское возрождение» Араику Геворгяну, журналист поинтересовалась, почему они так делают. Араику Геворгяну вопрос не понравился: «Ты что, наговариваешь на меня?»,- закричал он и начал размахивать руками, угрожать и оскорблять журналистку: «Если бы ты была парнем, то я бы набил тебе морду, на щенка посмотри!».
Рипсиме Джебеджян обратилась в отделение полиции административного района Малатия-Себастия, где в возбуждении уголовного дела было отказано — «за отсуствием доказательств». Далее журналист обратилась в прокуратуру административного района Малатия-Себастия, попытавшись опротестовать решение полиции, однако от прокурора города Ереван также получила отказ.
На следующем этапе Рипсиме Джебеджян, при поддержке Комитета по защите свободы слова обратилась в суд общей юрисдикции административного района Малатия-Себастия, чтобы обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела и потребовать, чтобы следственный орган продолжил производство по уголовному делу.
В ноябре 2017 года суд отклонил жалобу, на этот раз с обоснованием, что профессиональная деятельность журналиста не была затруднена. Интересно, что поводом для этого послужили слова Араика Геворгяна о том, что он никому не угрожал, он всего лишь сказал: «Если бы ты была парнем, то я бы набил тебе морду», но ничего больше – из уважения, что перед ним стоит женщина… Однако ни слова не было из объяснения журналиста о том, как вел себя Араик Геворкян на избирательном участке.
В январе 2018 года была отклонена также жалоба Рипсиме Джебеджян в вышестоящую инстанцию — Апелляционный суд по уголовным делам. 29 марта Рипсиме Джебеджян обратилась в Кассационный суд. Уже в июне было получено и это решение – не принимать жалобу в производство. Защищающий права Рипсиме Джебеджян адвокат Карен Тоноян обращает внимание на важное обстоятельство в данном деле: «Вопрос в том, что со стороны правоохранительных и судебных органов был проявлен подход, согласно которому уголовное преступление имеет место только тогда, когда воспрепятствование и принуждение проявляются исключительно в форме физического воздействия. Тогда как, согласно материалам дела, при обсуждении этого вопроса в суде журналист засвидетельствовала, что действия Араика Геворкяна, его агрессивное поведение, вызвали у нее чувство страха, скованности, психологического давления и она не смогла продолжить свою деятельность и вынуждена была покинуть избирательный участок.
Из этого исходит, что Араик Геворгян воспрепятствовал профессиональной деятельности журналиста».
По словам адвоката, исходя из логики принятого решения, получается, что если по отношению к журналисту не было физического давления, то состава преступления нет. «Данный подход не соответствует букве закона,-отмечает адвокат,- вынуджать журналиста отказаться от распространения информации означает оказать на него психологическое давление. Мы считаем, что судом не было дано надлежащей уголовно-правовой оценки, в результате чего были нарушены права и законные интересы Рипсиме Джебеджян».
Фактически, исчерпав все инстанции внутри страны, журналисту не удалось восстановить свои нарушенные права. Подобная безнаказанность широко распахивает двери перед новыми правонарушениями. А правоохранительные органы и судебные инстанции, вместо того, чтобы привлечь виновных к ответственности, кажется, становятся «крышей» для араикгеворгянов.
Комитет по защите защиты слова