Статья 10 Всеобщей декларации о правах человека устанавливает, что любой человек имеет право определять обоснованность предъявленного ему обвинения, чтобы его дело расследовалось на основании полного равенства, публично и с соблюдением всех требований справедливости, беспристрастным и независимым судом. Пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции прав человека, в свою очередь, устанавливает, что в случае споров вокруг гражданских прав и обязанностей, а также предъявления любого уголовного обвинения человек имеет право на честное и публичное расследование дела, в разумные сроки, независимым и беспристрастным судом, который был создан на основании закона.
Основополагающее право иметь адвоката, в частности, предполагает, что обвиняемое в совершении уголовного преступления лицо может нанять защитника, который будет представлять его интересы. (Если он не имеет возможности нанять, то защитника предоставляет государство). Конечно, в Армении могут быть люди, которые против, например, Европейской конвенции прав человека, говоря, что это противоречит нашим национальным ценностям, и, как в случае с защитой гомосексуалистов, навязано нам злонамеренными европейцами. Но в этом случае они должны сказать, какую систему правосудия они поддерживают – действующий в исламских государствах «шариат», может быть, сталинские «тройки»?
Однако если гражданин поддерживает вышеупомянутую декларацию и конвенцию, то он должен согласиться, что любой человек, обвиняемый в преступлении, имеет право воспользоваться всеми возможными формами защиты, установленными законом. Следовательно, эти, предположительно, имеющие передовые взгляды люди должны признать, что право на адвокатскую защиту имеют все люди и, в частности, все граждане Армении. Не только красивые, симпатичные, любимые народом ангелы, но и неприглядные, отвратительные, отвергнутые обществом личности, которые обвиняются в страшных, даже святотатственных преступлениях. Учитывая все это, не столь уж логично упрекать тех адвокатов, которые берутся защищать того или иного «антигероя». «Антигерой» имеет такое же право на защиту, какое имеет «герой», имеем я и вы.
Такая позиция особенно касается правозащитников, которые, как я представляю, в некоторых случаях вынуждены идти против течения. Все мы можем требовать «крови антигероя», а правозащитник во всех случаях, прежде всего, должен беспокоиться о защите прав человека.
АРАМ АБРААМЯН