Частный предприниматель недоволен: проблем в сфере много
С 2000 года занимающаяся пошивом одежды в Ванадзоре частный предприниматель Рузанна Даниелян рассказывает, как несколько лет назад с большим трудом открыла собственное дело в родном городе. В результате трудолюбия и терпения госпожа Рузана создает швейный цех, в котором работают 5 человек. В начальный период производство развивалось по восходящей линии, однако в последние годы картина резко изменилась: «Это было связано с законами, нашу местную продукцию перестали покупать на рынке, возникли проблемы с налоговыми законами. В то же время возникла проблема, связанная с довольно высокими ставками по линии соцвыплат. Хотелось бы, чтобы эти выплаты не были такими высокими, чтобы мы не скрывали работников».
С годами цех расширился, став компанией, состоящей из 50 человек. Начинают сотрудничество с несколькими европейскими фирмами. Однако сотрудничество оказывается краткосрочным, так как возникают проблемы, связанные с Арменией: «От нас потребовал сертификат происхождения ткани, которая ввозилась из Турции, а у нас нет дипломатических связей с этой страной, чтобы получить сертификат. Фактически, таким вот образом возникли препятствия», – рассказывает госпожа Рузанна и сообщает, что сейчас сотрудничают только с местными производителями. Шьют танцевальные костюмы и спецодежду.
По словам Рузанны, хотя цех и оснащен современным оборудованием, однако они не могут обеспечить стабильное производство, есть ряд проблем: «Причиной является не только налоговое поле, возникли также проблемы с банковской системой. Наш партнер приходит, видит оборудование, которое должно быть фирменным. Для его приобретения мы взяли кредит. Сказали, что дают под 24 процента, но нам он обошелся в 28-30%. И мы сейчас не знаем, то ли закрывать кредит на оборудование, или покупать сырье и развивать производство. И вынужденно берем кредит и влезаем в долги. Сегодня нет ни средней прослойки, ни среднего производителя. Мы и не надомные работники, а средний производитель, нет нормальных условий, чтобы работать».
Кроме того, что возникают проблемы с банковской системой, по словам Рузанны, у предпринимателей сферы малого бизнеса, занимающихся швейным производством, возникают проблемы и с приобретением сырья. «В Армении нет компаний, производящих сырье, что и, согласно Рузанне, для них создает новые препятствия: «Какое-то время мы шили брюки, потом я вышла из-за конкуренции. Турки сразу много ткани не давали. Я приобретала через вторые руки и выпускала качественную продукцию. А оттуда поступали брюки по более доступным ценам. И конечно, само собой, моя продукция получалась дорогой, и как бы ни говорил, что это наша, армянская продукция, качественная, все равно, она людям не по карману. И они покупают продукцию турецкого производства».
Рузанна Даниелян является также председателем территориального союза первых работодателей Лорийского марза. К ней с разными вопросами обращаются представители МС-бизнеса. А она проблему адресует компетентным инстанциям: «Например, в Ванадзоре есть компания по производству полуфабрикатов, у которой возникают проблемы, связанные с супермаркетами. Так как они работают по системе НДС, а компания – по системе налога с оборота. Есть компании, у которых возникают проблемы, связанные с акцизами. Обращаются и по поводу соцвыплат. Очень дорого, составляют 24,4% от размера заработной платы, хотя бы снизили наполовину. Скажу жестко, государство словно работает с нами 50 на 50. Если будем работать в рамках закона, то работать не получится. Кроме этого, на встречи, организуемые в министерствах, представителей МС-бизнеса не приглашают, они обсуждают наши вопросы без нас. Проблемой являются и организуемые выставки. Во время организации выставок в Армении устанавливается такая высокая плата за павильон, что не знаешь, то ли весь доход отдать им, чтобы продемонстрировать свою продукцию, то ли нет. Национальный Центр развития малого и среднего предпринимательства еще хоть чем-то занят, а другие – нет».
Сейчас в швейном цеху Рузанны снова работают 5 человек, однако госпожа Рузанна не отчаивается, она уверена, что все будет хорошо: «Я всегда боролась за то, чтобы цех не закрылся. Если закроется, где же мне тогда работать и содержать семью на 50-60 тысяч? Всегда пыталась найти выход, чтобы производство не остановилось, чтобы работала».
Татевик КАЗАРЯН
Газета «Аравот»
27.07.2018г