Лента новостей
Новости дня

Предпервомартовские мирные демонстрации, приказ 0038 и армия…

03 августа,2018 21:22

«Кочарян вышел за рамки полномочий, предоставленных ему Конституцией»

 Начало – ЗДЕСЬ

 Была ли необходимость в привлечении армии, объявлении режима чрезвычайного положения во время событий 1 Марта? Это самые обсуждаемые вопросы после 1 марта 2008 года.

В 5-м докладе, опубликованном в мае 2010 года членами группы по сбору фактов относительно событий 1 марта Андраником Кочаряном и Седой Сафарян, авторы коснулись антиконституционности привлечения армии во время режима чрезвычайного положения.

1 марта 2008 года президент Р. Кочарян подписал приказ о введении чрезвычайного положения сроком на 20 дней.

В качестве причины для приятия такого приказа была указана опасность, грозящая конституционному строю РА, и защита прав и законных интересов населения. Подписывая приказ, Кочарян руководствовался пунктом 14 статьи 55 и п. 6 статьи 117 Конституции РА. Согласно п.14 статьи 55 Конституции РА, президент «в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу. В случае объявления чрезвычайного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания».

Указом об объявлении чрезвычайного положения 01.03.08 были запрещены собрания, митинги, шествия и другие массовые мероприятия, свободная деятельность средств массовой информации, действовали многие другие ограничения и запреты. Пунктом 3 того же указа обеспечение правового режима чрезвычайного положения было возложено на Полицию РА и Министерство обороны РА. «Для того чтобы внести ясность в ситуацию, что с вовлечением в обеспечение правового положения о чрезвычайном положении министерства обороны, были привлечены вооруженные силы Армении, сошлемся на часть 3 статьи 9 Закона РА «Об обороне», действовавшего 1 марта 2008 года. Вооруженные силы включают в себя всю систему воинских частей Министерства обороны, воинских группировок, войсковых соединений, органов военного управления, предприятий, учреждений и организаций и военных учебных заведений. Приведенного положения закона достаточно для заключения о том, что привлечение к обеспечению правового режима чрезвычайного положения Министерства обороны РА означает то же самое, что и привлечение вооруженных сил. А «вооруженные силы» – это армия».

Авторы доклада заключают, что при сопоставлении и изучении приведенных конституционных норм однозначно следует, что приведенные в указе президент РА о введении чрезвычайного положения в качестве правового основания пункт 14 статьи 55 и пункт 6 статьи 117 Конституции РА не наделяют президента РА полномочиями использовать Вооруженные силы Армении.

Иными словами, в соответствии с Конституцией Республики Армения решение об использовании вооруженных сил может быть принято только в случае прямого нападения на Республику или непосредственной угрозы нападения или при объявлении войны, при этом лишь в случае объявления военного положения (пункт 13 статьи 55 Конституции РА).

Следовательно, авторы доклада пришли к выводу, что какие-либо конституционно-правовые основы для использования вооруженных сил изначально отсутствовали.

Следовательно, президент Р. Кочарян своим Указом от 01.03.2008 г. «О введении чрезвычайного положения» превысил предусмотренные Конституцией полномочия, совершил действия, на которые он не был уполномочен ни Конституцией, ни законами. Своим указом о чрезвычайном положении он ввел в Ереване ограничения, присущие военной ситуации, вовлек во внутриполитические процессы армию, злоупотребил властью, что привело к серьезным последствиям: были убиты, по меньшей мере, 10 человек, сотни получили ранения, гражданам Армении, учреждениям и государству был нанесен многомиллионный ущерб, были подавлены и попраны конституционные права и свободы граждан страны».

Членами группы по сбору фактов относительно событий 1 марта Андраником Кочаряном и Седой Сафарян  было отмечено, что Указ Президента Республики Армения от 1 марта 2008 года не уточнял цели, задачи, порядок, условия и методы использования Вооруженных Сил и его подразделений. «При исполнении указа президента, детали решение об использовании подразделений Вооруженных Сил, вероятно, было приняты либо министром обороны РА, либо начальником Генерального штаба Вооруженных сил Армении».

Вооруженные силы находились в готовности и участвовали в политических событиях после выборов

 Из доклада группы по сбору фактов о вовлечении армии в поствыборные процессы, до положений указа президента Армении о введении чрезвычайного положения 01.03.2008 становится известно о наличии многочисленных документов, фотографий, видеокассет и других доказательств, которые дали основания утверждать о том, что еще до объявления чрезвычайного положения Указом президента РА от 01.03.2008 г. руководящие органы вооруженных сил РА и подразделения уже находились в готовности и были вовлечены в политические события после выборов, а также в дневные и вечерние события 1 марта.
Согласно докладу, 23 февраля представители Российских пограничных войск и высшего офицерского состава Вооруженных сил Армении посетили парк «Ахтанак» в Ереване и возложили цветы к Мемориалу Неизвестного солдата. Отвечая на вопрос корреспондента, министр обороны Армении Микаел Арутюнян, в частности, сказал: «Армия не занимается политикой и выполняет поставленные перед ней задачи и поручения».

Однако позже выяснилось, что министр обороны Республики Армения в тот же день, 23.02.2008, подписал совершенно секретный приказ за №0038 (выдержка из приказа опубликована в прессе). После публикации в прессе этого приказа, 4 мая 2010 года бывший начальник отдела капитального строительства Министерства обороны полковник Армен Саргсян был приговорен к двум годам лишения свободы, а начальник отдела информации того же управления Люся Айвазян была осуждена на один год лишения свободы.

В соответствии с данным приказом, для обеспечения конституционного порядка вооруженными силами РА, весь личный состав вооруженных сил 23 февраля, в 18:00, был переведен на казарменное положение, в управлениях Центрального аппарата МО РА, различных отделах были созданы офицерские группы, которых вооружили табельным оружием, был создан аппарат начальника гарнизона с целью обеспечения работы начальника гарнизона Еревана во главе с заместителем министра обороны генерал-лейтенантом Юрием Хачатуровым. Его заместителями были назначены военком РА, заместитель начальника генштаба ВС РА, начальник Разведывательного управления ВС РА, заместитель начальника Службы войск Генштаба ВС РА, заместитель начальника Управления по работе с личным составом, начальник Управления тыла ВС РА, начальник Управления вооружения. Помощниками начальника гарнизона по правовой работе были назначены ряд других высокопоставленных офицеров Генштаба и ВС РА. Рабочее место начальника гарнизона Еревана было установлено в здании Генштаба ВС РА. Тем же приказом соответствующим управлениям МО РА предписывалось снабжение создаваемых и прибывающих воинских подразделений необходимыми материальными средствами, с обеспечением нормальных бытовых условий.

В качестве адресатов приказа были указаны министр обороны РА, заместители начальника Генштаба ВС РА, начальники управлений МО и ГШ ВС РА, главы отдельных подразделений, военком РА, командование армейских корпусов, воинских частей, начальник Военного института им. В. Саргсяна.

Из исследования и анализа опубликованных пунктов члены Группы по сбору фактов пришли к следующим выводам: «а) Как известно, 23 февраля никакого вооруженного нападения на Армению зафиксировано не было, не было также зафиксировано прямой угрозы вооруженного нападения, и тем более, ни одно государство не объявляло войну Армении. Более того, в стране не было объявлено военное положение. А значит, приказ о формировании Министерством обороны РА какой-либо новой структуры военного управления и выдвижении подразделений не мог быть обоснован формулировкой «с целью выполнения конституционных обязанностей Вооруженными Силами Республики Армения». б) Приказ № 0038 Министерства обороны является абсолютно неконституционным и незаконным, которым министр обороны самолично присвоил себе право формировать в Ереване новый орган военного управления, в подчинение которого вошли почти все важнейшие управления и отделы Министерства обороны и Вооруженных сил, принял решение об использования подразделений вооруженных сил. Не случайно, что в приказе не дается ссылок ни на Конституцию, ни к какой-либо норме Закона РА «Об обороне». в) Мы настаиваем на том, чтобы президент РА не мог не знать об этом законе и передвижении подразделений Вооруженных Сил. Более вероятно, что данный приказ основывался на его устном распоряжении. Мы считаем, что идея этого приказа созрела у Р. Кочаряна 23 февраля во время совещания с участием высшим военным составом, о котором сообщили официальные источники информации. г) В приказе используются две формулировки относительно вооруженных подразделений – «создающиеся» и «прибывающие». Это может означать только одно. Некоторые подразделения Вооруженных Сил РА, в соответствии с приказом №0038 (специального назначения, контрактные, военная техника и т. д.) были перемещены в Ереван без каких-либо структурных изменений. Остальным воинским объединениям и частям было приказано сформировать новые подразделения и группы в рамках требуемой квоты, а затем откомандировать их в Ереван. д) По-видимому, приказом №0038 вопрос о снаряжении, обмундировании и питании прибывающих в Ереван подразделений был передан в отдел тыла и вооружения, поскольку аналогичное поручение было изложено в выдержке приказа».

Авторы отчета также констатируют, что во время подписания приказа № 0038, 23 февраля 2008г., на площади Свободы в Ереване в течение 3 дней проходили многотысячные мирные митинги, участники которого требовали пересчета результатов голосования. «Фактически, до принятия антиконституционного указа президента РА «О введении чрезвычайного положения» от 1 марта 2008 года, вышеупомянутым незаконным приказом министра обороны РА армия уже была готова и вовлечена в политические события. Многие подразделения Вооруженных Сил были выведены из основных мест своей дислокации и переброшены в столицу или прилегающие окрестности. Из пограничных войск были сформированы отдельные подразделения и группы, которые были перемещены и развернуты в Ереване или его окрестностях (сборный пункт в Чарбахе, армейская спортивная база, воинская часть в Балаовите и т. д.).

 

Начало – ЗДЕСЬ

Продолжение — в печатном номере газеты «Аравот» от 2 августа.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
01.08.2018г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать