9 августа – день очередного заседания правительства. Журналистам запретили подняться в зал заседаний. Более того, представители средств информации один за другим вышли в прямой эфир в Фейсбуке и оставили комментарии следующего содержания: «Пресс-секретарь премьер-министра Арман Егоян запрещает журналистам перемещаться в здании правительства», «Искусственное препятствие со стороны нового правительства: добро пожаловать в новую Армению», «В правительстве новые нравы, новые препятствия, пресс-секретарь премьер-министра не позволяет подняться в зал заседаний. Почему? По какому закону?». Некоторые пошли дальше, вплоть до вопросов «а куда подевалась революция?..».
Пресс-секретарь премьер-министра Арман Егоян так пояснил решение о запрете: «Нарушается режим безопасности. Трудно контролировать, кто куда направляется в здании».
Это обоюдостороннее незнание закона, или журналисты уже привыкли к свободе, полученной после революции, и не терпят никаких препятствий, даже диктуемое законом? А, может, в правительстве есть другие проблемы? Кстати, позднее в соцсетях было опубликовано фото: напротив здания правительства, на фасаде гостиницы «Мариотт-Армения» был размещен плакат, на котором было написано: «Свободу президенту». Речь идет об экс-президенте Роберте Кочаряне. Как оказался этот плакат на фасаде здания, пока неизвестно. Но в этом ли причина, что в правительстве «установлен режим чрезвычайного положения»? Арман Егоян частично раскрыл скобки: «Такое решение приняла Служба безопасности в результате обсуждений». Но это совершенно другая ситуация, и если она не повторится, смогут ли журналисты продолжить беспрепятственно входить в зал заседаний правительства?
Удобный повод для напоминания, что во время власти РПА 23 марта парламент принял спорный закон «О структуре и деятельности правительства», согласно которому заседания правительства должны проводиться за закрытыми дверями. В результате доброй воли Никола Пашиняна, используя возможности, предоставляемые тем же законом, первое же заседание нового правительства было проведено при открытых дверях и в дальнейшем так продолжалось до сегодняшнего дня.
Цитата из закона, глава 4, пункт 15 статьи 10: «15. Заседания правительства проводятся за закрытыми дверями. Решением премьер-министра часть заседания может проводиться при открытых дверях». Комитет по защите свободы слова неоднократно поднимал этот вопрос и вместе с организациями-партнерами выступал с заявлениями. КЗСС выразил озабоченность по этому поводу и в своих последних квартальных докладах. Свобода, предоставленная журналистам, которая не закреплена законом, не может быть стабильной. Ведь новое правительство скоро может устать от вопросов журналистов и в соответствии с буквой закона начать проводить заседания за закрытыми дверями. Необходимо, чтобы открытая деятельность высшего органа исполнительной власти для СМИ была закреплена в вышеупомянутом законе с поправками. И в этом вопросе журналисты тоже должны быть инициативными и требовательными.
Асмик БУДАГЯН
Эксперт Комитета по защите свободы слова