Борьба с коррупцией, безусловно, является положительным явлением, и общество справедливо требует, чтобы в этом вопросе была продемонстрирована воля и решительность. Я не сомневаюсь, что эти ожидания будут скорректированы. Но давайте согласимся, что министерства и другие государственные учреждения не должны концентрировать на этой борьбе весь свой потенциал. Существуют специализированные структуры, правоохранительные органы, в чьи обязанности входит выполнение соответствующих мероприятий. Не обязательно, чтобы, например, все министерства имели подразделения в масках, которые носятся за предполагаемыми коррупционерами. Если глава того или иного государственной структуры знает или подозревает, что в этой структуре есть злоупотребления, хищения, взяточничество и прочее, он должен обратиться к сотрудникам правоохранительных органов, чтобы они занялись этим делом. Только борьба с коррупцией не является главным критерием эффективности данной структуры.
А каков же критерий? На мой взгляд, в сегодняшней ситуации, хорошо продуманные, запланированные реформы, которые уже в ближайшие месяцы могут дать ощутимые результаты. После ста дней, мне кажется, вполне возможно оценить, какое конкретно министерство в состоянии осуществить такие реформы, и те, в которых руководство имеет цель просто «протянуть» еще несколько месяцев на этой должности. Они не берут взяток? Это очень хорошо! Но помимо ничего-(на самом деле, конечно, очень плохого)-неделания, нужно также и что-то сделать. Ждут выборов? Но после этого это будет сложнее, сроки для «непопулярных» шагов истекают.
А одним из направлений реформы, я думаю, должно быть именно предотвращение коррупции, потому что освободиться от этого порока только «отлавливанием» невозможно. К сожалению, у нас нет того условного «сороса», который даст миллионы долларов на то, чтобы резко повысить зарплаты государственным чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов и тем самым удержать их от коррупции, как это было в Грузии в первые годы правления Саакашвили. Значит, нужно искать другие пути, возможно, пойти на существенное сокращение армии сотрудников государственного аппарата, правоохранительных органов.
Этот болезненный, непопулярный шаг можно сделать сейчас, когда правительство пользуется безусловной поддержкой общества. Через полгода противостоять возникшему вследствие этого социальному недовольству будет трудно.
Конечно, большая часть реформ должна быть направлена на оздоровление экономики. Но это тема отдельного разговора.