Впервые в сценарии азербайджанских военных учений Армения была отмечена в качестве врага
Похоже, что Азербайджан готовится к атаке на Армению и Арцах – на дипломатическом фронте, демонстрируя также активность в укреплении на военном поприще.
На прошлой неделе Азербайджан посетил министр обороны Израиля Авигдор Либерман, он провел встречу с президентом этой страны Ильхамом Алиевым и главами силовых структур. Эксперты прогнозировали, что данный визит будет связан с очередным этапом серьезного сотрудничества между двумя странами. «Азербайджан не скрывает, что израильская продукция популярна и оправдывала себя и раньше. Так, в 2016 году Азербайджан в ответ на провокации использовал современные израильские беспилотники, которые доставили немало хлопот армянской стороне»,- отмечает военный эксперт Узеир Джафаров, по словам которого во время визита Либермана будут приняты новые решения по оружию, однако что это за решения, можно будет узнать только в конце года, когда страны представляют в ООН отчеты с указанием купленной или проданной военной продукции.
После встречи Путин-Алиев, состоявшейся в начале сентября в Сочи, президент Азербайджана явно пытается активизировать карабахский процесс. Алиев думает, что премьер-министр Армении Никол Пашинян «своими противоречивыми заявлениями» всячески пытается провалить переговорный процесс по карабахскому урегулированию.
В Баку на встрече с генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером Ильхам Алиев отметил, что с первых дней деятельности новый премьер-министр Армении выступает с «противоречивыеми заявлениями» в связи с урегулированием конфликта, которые «вызывают по меньшей мере удивление». Он сказал, что заявления Пашиняна о необходимости вести переговоры с представителями Карабаха неприемлемы для Азербайджана. Кроме этого, он назвал неприемлемым высказывания о том, что семь районов являются частью Нагорно-Карабахской Республики. В связи с этим Азербайджан призвал ОБСЕ реагировать на «такие опасные заявления». «В целом у азербайджанской стороны создается впечатление, что Пашинян всеми средствами пытается нарушить переговорный процесс. В таком случае вся ответственность ляжет на армянскую сторону и лично на него»,- отмечается в заявлении по итогам встречи Гремингера с Алиевым.
Дело дошло до того, что Алиев, которого международные структуры постоянно подвергают жесткой критике из-за грубых нарушений в сфере прав человека, преследований политических оппонентов, давления на журналистов, вызвал озабоченность в связи с «диктатурой в Армении». Как сообщило «Арменпресс» со ссылкой на азербайджанские» СМИ, Ильхам Алиев призвал ОБСЕ «не оставаться в стороне от текущей политической ситуации в Армении, в частности, от массового нарушения прав человека, ареста политических противников, появления нового диктаторского режима».
В свою очередь, министр иностранных дел Азербайджана в ходе встречи с Томасом Гремингером отметил, что Азербайджан готов к субстантивным и интенсивным переговорам по карабахскому урегулированию. Он, в частности, подчеркнул необходимость активизирования усилий в данном вопросе и подчеркнул, что Азербайджан готов к интенсивным переговорам с целью прогресса в вопросе урегулирования у установления крепкого и справедливого мира в регионе.
Встречу глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана планируется провести в конце сентября в Нью-Йорке в ходе Генассамблеи ООН. Сейчас Баку постоянно твердит о необходимости «субстантивных» перговоров. Интересно, что в первое время премьерства Пашиняна из Баку и Анкары даже звучали заявления о том, что ожидают от него конструктивных переговоров, однако сейчас тональность явно изменилась.
Создается впечатление, что официальный Баку проверяет настроения международного сообщества в плане возможного давления на Армению, что, в свою очередь, означает, что Алиев недоволен атмосферой вокруг Арцаха. На обвинения президента Азербайджана ответил премьер-министр Никол Пашинян: он подтвердил готовность полностью участвовать в переговорном процессе по Арцаху. «Конечно, я неоднократно выражал готовность полностью участвовать в переговорном процессе. Я говорил, что я уполномочен вести переговоры от имени Армении, поскольку я премьер-министр Армении, но я не уполномочен от имени Арцаха. Народ Арцаха не участвует в формировании властей в Армении, поскольку у них есть собственное правительство, президент, которые могут вести переговоры от имени Арцаха», — сказал глава правительства, в НС отвечая на вопросы парламентариев. Он отметил, что в этом заявлении нет ничего сенсационного. «В заявлении президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в аспекте окончательного решения статуса Арцаха подчеркивается необходимость выражения воли народа Арцаха. Таким образом, зафиксирован факт участия Арцаха в качестве стороны конфликте. Мы ставим очень простой вопрос, мы ведем переговоры только для того, чтобы вести переговоры или для достижения решения проблемы. Если мы ведем переговоры для разрешения проблемы, как мы представляем решение проблемы без участия стороны конфликты? Если мы ведем переговоры для переговоров, мы готовы также к такому формату. Однако, до тех пор пока не зафиксирована необходимость привлечения представителя народа Арцаха, это означает, что мы вообще не подошли к урегулированию вопроса». По его мнению, в переговорном процессе самым большим препятствием является воинственная атмосфера, которая подтверждается неконструктивными действиями руководства Азербайджана. «Я вновь заявляю о своей готовности полностью участвовать в переговорном процессе. Нет никакого случая, чтобы было предложено провести переговоры, а Армения отказалась», — сказал премьер.
Для Баку была бы выгодна смена власти в Армении , им также выгодно представлять сделанные премьером заявления по Арцаху как путаницу. Наверное, стоило бы, чтобы премьер-министр РА выступил с более четкой формулировкой приоритетов армянской стороны, чтобы власти Азербайджана не спекулировали на том или ином заявлении главы армянского правительства.
На фоне заявлений, озвучиваемых из Армении и Азербайджана, из МИД РФ также посчитали необходимым внести ясность: окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен политико-дипломатическим путем, на прошлой неделе заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, подчекрнув, что позиция России по вопросу нагорно-карабахского урегулирования остается неизменной. «Мы исходим из того, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен политико-дипломатическим путем. Как известно, это наша традиционная позиция на основе договоренностей сторон конфликта». По ее словам, со своей стороны Россия в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ будет продолжать оказывать сторонам посредническое содействие, необходимое для достижения компромисса. «Но, конечно, и соответствующий климат для продвижения вперед стороны должны создавать безусловно», — отметила она.
Вместе с усилением давления на дипломатическом фронте, Азербайджан также занимается демонстрацией силы посредством учений, по-видимому, с целью оказания психологического давления на армянскую сторону.
17 сентября в Азербайджане начались широкомасштабные оперативно-тактические учения с участием различных видов и родов войск, а также объединений и соединений азербайджанской армии. Впервые в сценарии азербайджанских военных учений Армения была отмечена в качестве врага.
Как сообщило радио «Азатутюн», согласно информации, распространенной министерством обороны Азербайджана, к учениям привлечены свыше 20 тыс. военнослужащих, более 200 единиц танков и другой бронетехники, более 120 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 10 единиц истребительной и бомбардировочной авиации, а также до 20 единиц армейской авиации различного назначения. Обращает на себя внимание то, что в пресс-релизе министерства обороны Азербайджана об учениях в качестве противника указана Армения, а в качестве места – Карабах, между тем, ранее в официальных сообщениях использовался термин «условный противник», а местом маневров назывались «условия, максимально приближенные» к боевым. Тогда как в сообщении официального Баку отмечается: «B ходе учений будут отработаны вопросы танкового прорыва эшелонированной обороны противника на нескольких направлениях, разгрома военных группировок и передовых подразделений Армении на территории Карабаха, а также будут выполнены задачи по освобождению оккупированных территорий путем уничтожения военных и стратегических объектов, расположенных на территории врага нанесением ему ракетно-артиллерийских и авиационных ударов».
Азербайджанская пресса написала, что, по всей вероятности, упоминание Армении и Карабаха в качестве противника связано с проведенными Арменией военными учениями «Шант-2018 », в рамках которых НС РА приняло решение об объявлении войны Азербайджану. Эту тему прокомментировали в МИД Азербайджана: «Объявление армянским парламентом войны Азербайджану в рамках военных учений «Шант 2018», и размещение его на официальном сайте парламента страны – очередной и явный показатель того, что Армения – сторона конфликта», сказал официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.
Кстати, на прошлой неделе азербайджанские СМИ сообщили, что сын Ильхама Алиева – Гейдар Алиев-младший принес военную присягу. Азербайджанские сайты тиражировали фото Гейдара-младшего, на которых он принимает присягу, общается с другими новобранцами и обнимается с родителями. Однако, согласно сообщениям, сын президента Азербайджана будет служить не в вооруженных силах национальной армии, а в воинской части Службы государственной безопасности.
Обобщение темы – в завтрашнем номере газеты.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
18.09.2018г