Армения стоит на пороге формирования политической системы, перед этой проблемой. Для этого необходимо провести внеочередные парламентские выборы, и события в Армении войдут уже преимущественно в институциональную сферу. И хотя кажется, что чем скорее это произойдет, тем меньше шансов других сил оказаться в парламенте, есть, однако, один нюанс. Не оказаться в парламенте для этих сил может стать более перспективной политической реальностью, чем те, кто оставаться сейчас в парламенте. В последнем случае возникает следующий вопрос: а возможен ли возврат политических реалий, возвращение к той системе, в которой привыкли умещаться и действовать парламентские силы? Если да, то сопротивление, сохранение «права» на места в парламенте, возможно, и имеет смысл.
Но это может быть наполненным смысла, в политическом или даже групповом плане, исключительно в этом случае, но не при иных обстоятельствах. Соответственно, на практике все силы и каждая в отдельности должны ответить на вопрос – а возможен ли такой возврат? И еще один вопрос, а в случае ставки на такой поворот, каким возможным политическим последствиям может привести ошибка? Очевидно, результат – это не просто ошибка или упущение, которая может произойти, а окажет более глубинное влияние на социально-политическое будущее данной политической единицы, или попросту исключит в перспективе это будущее.
Соответственно, проблема находится в данной области, и на практике, в более глубоком контексте политического момента, потеря заключается не в достижении соглашения с Николом Пашиняном по роспуску парламента, нежели более трудным окажется прохождение в новый парламент. На самом деле губительной будет попытка сохранить прежний парламент, потому что реальное поприще для политической деятельности в Армении откроется не после роспуска парламента и до периода новых выборов, будь то несколько недель или месяцев, но в пятилетний период после избрания нового парламента. И особенность нынешней ситуации заключается в том, что силы, которые уже находятся или не находятся в парламенте, по большому счету, окажутся как минимум в равных условиях, если не сказать, что при определенных обстоятельствах преимущество могут получить даже силы, которые не находятся в парламенте, как старые, так и новые.
Главная проблема заключается в том, что нынешняя внутриполитическая реальность практически полностью занята командой бархатной революции, и нынешняя борьба за место в парламенте по существу схожа с борьбой с ветряной мельницей. В долгосрочной перспективе выиграют те силы, которые окажутся в состоянии заглянуть чуть дальше, и бороться за следующий этап выборов.
АКОБ БАДАЛЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»