Нужна ли Католикосу всех армян охрана или нет, это частный вопрос. Мне кажется, что если Гарегин II обратится к соответствующим органам, они должны с уважением отнестись к его просьбе и обеспечить безопасность личности, занимающей такое высокое духовное положение. Обращался ли Святой Эчмиадзин с такой просьбой? Аргументы, почему это следует закрепить на уровне закона, я думаю, не столь обоснованные. Когда говорится, что католикос должен быть защищен от нападений сектантов и сексуальных меньшинств, неясно, идет ли речь о физических или моральных, идеологических нападениях. Если имели место физические посягательства, то независимо от религиозной и сексуальной ориентации нападавших, ими должны заниматься правоохранительные органы. Если речь идет об идеологическом споре, то здесь любой гражданин имеет право на выражение своей точки зрения.
Вчерашние парламентские дебаты вообще пошли в неправильном направлении. Противники принятия закона о предоставлении Католикосу охраны спросили, что разве Католикоса нужно защищать от своего народа? А сторонники закона на это возразили тем, что в таком случае пусть и Пашиняна не защищают телохранители от своего народа. И аргумент, и контраргумент стоят друг друга. Конечно, использование слова «народ» является особенностью послереволюционного периода. Но к случаю с этим законопроектом «народ» отношения не имеет. Есть граждане, безопасность которых должна быть защищена, и есть граждане, которые являются угрозой для этой безопасности. Или не представляют. С другой стороны, сравнение с Пашиняном абсолютно неуместно. Сегодня премьер-министр является ответственным лицом номер один за государство, и его безопасность должна быть обеспечена на самом высоком уровне. (Лично я в этом плане за ужесточение мер безопасности).
Также было сказано, что таким образом подчеркивается общественная репутация католикоса. Но давайте будем откровенны, сегодня католикос не обладает этим авторитетом. В этом нет вины ни оппозиционных, ни правящих депутатов, и даже если они примут 20 законов, этим авторитет не повысится. Я не знаю, что должен сделать Гарегин II, чтобы повысить свою репутацию, но это полностью его проблема.
Что же касается авторитета Армянской Апостольской Церкви, то он велик, независимо от положительных или негативных особенностей Католикоса и других священнослужителей. И долг нас всех – поднимать его еще выше.