Мы говорим «Россия», понимаем «Газпром» и «Роснефть», мы говорим «Газпром» и «Роснефть», понимаем «Россия», почти как Ленин и партия. Эта страна не может похвастаться своими компьютерными программами, мобильными телефонами, нормальными автомашинами или качественным образованием (российские состоятельные люди и высокопоставленные чиновники отправляют своих детей обучаться на «лишенный духовных ценностей» Запад). Вместо этого у России есть нефть и газ, а также производится большое количество смертоносного оружия. Это инструменты, которым Кремль реализует свои политические планы.
Первым в этом ряду находится, конечно, газ. «Газовое давление» оказывается также и на Армению, но наша страна среди целей такого типа, естественно, не является первой, в частности, по той причине, что у нас скромное число потребителей. Беларусь, Украина и европейские страны по-прежнему продолжают зависеть от российского газа, и это обстоятельство не может не играть свою роль в отношениях между Россией и этими странами.
Следует отметить, что в вопросе «газовой зависимости» от России есть также фактор неправильной политики Армении. Мы тоже сделали со своей стороны все возможное, чтобы углубить эту зависимость, газифицировав все с начала 2000-х годов, а также «своими собственными руками» лишив себя «иранской альтернативы». Говоря «мы», я имею в виду, разумеется, власти, я просто не хочу входить в «тренд» и бросать лишний камень в прежние власти.
Дело в том, что все лидеры Армении, Роберт Кочарян, Серж Саргсян, а теперь, я полагаю, Никол Пашинян вынуждены отправиться в Москву и убедить Путина не повышать цену на газ или хотя бы отложить решение о повышении цены до весны. Проблема решается политическим решением Путина, это не «чистым бизнесом», как не является таковой продажа оружия Азербайджану. Путин иногда идет навстречу просьбам наших лидеров, а порой отказывает. Но когда он идет навстречу, следует предполагать, что взамен он что-то хочет. Например, назначить премьер-министром того же представителя «Газпрома» Карена Карапетяна. Или, что еще хуже, какие-то уступки по Арцаху. Но в настоящее время, поскольку нынешний глава Армении выражает волю подавляющего большинства наших граждан, он может вести «газовые беседы» с Путиным более раскованно и не платить за газ неразумную цену. В этом смысле я думаю, что мы все стоим за его спиной.