В 1990 году, уже после победы революции, члены ОНС плеснули красную краску на памятники армяно-российской дружбы и ряд других. Когда в Верховном Совете обсуждался этот инцидент, Паруйр Айрикян отметил, что хотя и не приветствует подобные действия, однако понимает побудительные мотивы подобных поступков людей. Лидер ОНС также задал вопрос – члены АОД проломили голову Гранту Восканяну, кто-то за это ответил? В ответ на это председатель Верховного Совета Левон Тер-Петросян сказал, что впредь все будет по закону.
Здесь ключевое слово – «впредь», которым ограничивались поступки, совершаемые «во имя нации», «во имя родины», «во имя демократии» и других высоких идей, и те действия, которые, предположительно, были совершены без этой прекрасной мотивации. Например, как поступят сегодня с теми военными, которые, оставив свои воинские части, примут участие в политическом митинге? Думаю, их поставят перед военным трибуналом, обвинив в дезертирстве. И правильно сделают. Но это будет, так сказать, «впредь». Когда они совершили подобное несколько месяцев назад, никто за это наказан не был. Почему? Потому что дезертирство было совершено «во имя нации». Нет того сознания, что безнаказанность опасна для находящегося в состоянии войны государства, и, в конце концов, действующей власти. Если есть прецедент безнаказанности, то не исключено, что завтра какая-либо группа военных тоже захочет применить этот инструмент борьбы.
Примерно то же самое касается и закрытия дорог. Я говорю «примерно», потому что в случае с военными нарушение закона для меня очевидно, в случае закрытия дорог – не настолько. Но если раньше закрытие дорог было приемлемым инструментом политической или социальной борьбы, то должно быть приемлемым и сейчас. Необходимы единые, а не двойные стандарты, независимо от содержания требований, хотя мне, например, кажется нелепым, странным перекрытие межгосударственной магистрали с требованием изменения меры пресечения тяжелобольному обвиняемому. Но если можно было несколько месяцев назад, можно и сейчас. Никто гражданам не раздает «лицензии» на проведение митингов. Или – «их дверь – выламывают», или – двери госучреждений вообще нельзя ломать.
Конечно, до апреля прошлого года власть была нелегитимной, сейчас легитимна. Но граждане имеют право протестовать и против легитимной власти. Какие формы протеста законны, какие – нет, пусть скажут правоохранители. Кстати, «желтые жилеты» во Франции не оспаривают легитимность Макрона.