Обвинения из Баку –в адрес Пашиняна
Заявления, высказанные официальным Ереваном в последние дни, вызвали некоторое беспокойство в Баку. По всей вероятности, заявления, озвученные в выступлениях премьер-министра Никола Пашиняна и министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна не совпадают с представлениями официального Баку в карабахском урегулировании. На днях власти Азербайджана сочли необходимым специальным заявлением ответить Николу Пашиняну, который исключил, что его правительство может обсуждать формулу «территории в обмен на мир». «Трудно понять логику господина Пашиняна, потому что краеугольным камнем переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, ведущихся под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ, является именно вывод вооруженных сил Армении с оккупированных ими территорий Азербайджана», — заявил МИД Азербайджана, добавив, что «этого требуют четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН, а также практически все документы, принятые международными организациями по поводу урегулирования конфликта». «В данной связи возникает вопрос: следует ли рассматривать подобную позицию г-на Пашиняна как его отказ от переговоров?» — говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства Азербайджана.
Таким образом, заявление Пашияна о том, что территориальные уступки исключены, удостоилось ответа из Баку. Это, конечно, может быть хорошо продуманным шагом: власти Азербайджана хотят показать, что официалный Ереван изначально был согласен на территориальные уступки.
Однако есть и другое обстоятельство: Баку, как всегда, обращается к тем деталям, которые исходят исключительно из интересов Азербайджана. И после того, как официальный Ереван представил позицию армянской стороны касательно статуса Нагорного Карабаха, хоть и немного размыто, но из Баку снова выдвигают требование о «выводе вооруженных сил Армении с оккупированных ими территорий Азербайджана».
До тех пор, пока от Азербайджана нет адекватных заявлений
Любой вариант урегулирования карабахского конфликта должен быть приемлемым для народа Армении, для народа Карабаха и для народа Азербайджана, в Берлине в ходе пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, напомнив, свое выступление в парламенте РА: «Я надеялся, что за этим заявлением последует аналогичное заявление с азербайджанской стороны, но, к сожалению, ни один чиновник с азербайджанской стороны даже не сказал, что решение карабахской проблемы должно быть приемлемым для народа Армении и народа Карабаха».
Он отметил, что история одного заявления ясно показывает ситуацию, сложившуюся в переговорном процессе: «До тех пор, пока от Азербайджана нет адекватных заявлений, мы, к сожалению, не можем надеяться, что сможем двигаться в этом направлении. Конечно, Армения привержена логике исключительно мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Я хочу отметить, что в ходе наших обсуждений я четко заявил, что как премьер-министр Республики Армения я могу вести переговоры от имени Республики Армения, но я не могу вести переговоры от имени Карабаха по той простой причине, что народ Нагорного Карабаха не участвовал в наших выборах и не голосовал за меня. У них есть свой президент, парламент, правительство. И в переговорном процессе от имени народа Карабаха должны говорить представители, избранные народом Карабаха».
Арцахские посылы – с немецкой платформы
Фактически, дискуссии и опасения, которые имели место в Армении, а также активные обсуждения между армянскими и азербайджанскими властями, стали причиной того, что Пашинян в каком-то смысле ужесточил свою позицию в отношении процесса карабахского урегулирования, подняв следующий вопрос: а откуда сложилось впечатление, что армянская сторона говорит о компромиссах, или же почему никто не спрашивает Азербайджан — готовы ли они к компромиссам или нет?
Что касается критики по поводу возможного давления на армянскую сторону, то Пашинян даже рассказал, что однажды пригласил главу внешнеполитического ведомства господина Мнацаканяна и спросил: «А может на нас оказывают давление, а я не в курсе?».
Вернемся к совместной пресс-конференции канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Никола Пашиняна в Берлине, в ходе которой были озвучены месседжи, связанные с нагорно-карабахским конфликтом. Федеральный канцлер заявила: «Необходимо, чтобы обе стороны продемонстрировали добрую волю, чтобы все это не было односторонним. Мы считаем, что мирный процесс должен быть устойчивым, чтобы возможности были использованы». А Пашинян в своем вступительном слове, говоря о карабахском урегулировании подчеркнул, что процесс должен быть двусторонним и не может быть осуществлен в логике односторонности.
Отвечая на вопросы журналистов, Меркель и Пашинян снова затронули Арцахскую тематику. Как повлияют на мирный процесс встречи руководства Армении и Азербайджана? Ангела Меркель ответила: «Я считаю, что хорошо, когда люди разговаривают друг с другом, но обе стороны должны быть готовы, за словами должны следовать действия. И думаю, что господин премьер-министр сделал смелые шаги, но это требует, чтобы другая сторона тоже была готова предпринять такие смелые шаги. Думаю, что господин премьер-министр должен продолжать, но, в конце концов, обе стороны должны прийти к согласию».
Важным было то, что официальный Ереван подчеркнул приверженность логике исключительно мирному урегулирования конфликта. Помимо этого, Пашинян подчеркнул, что «формат сопредседательства Минской группы в эти годы довольно успешно функционировал в логике поддержания относительной стабильности в регионе». Однако далее озвученные Пашиняном некоторые оценки могут для властей Азербайджана стать удобным поводом для того, чтобы представить карабахский конфликт в качестве территориального спора Армения-Азербайджан. Пашинян заявил следующее: «Что касается конкретно урегулирования, думаю, что страны-сопредседатели и международное сообщество четко заявили, что решение проблемы — это повестка трех сторон, вовлеченных в конфликт, и международное сообщество не может разрешить конфликт вместо трех сторон конфликта, а может только создать платформу для диалога и переговоров. Я думаю, что именно сопредседательству Минской группы ОБСЕ удалось создать эту платформу».
Конечно, Армения ведет переговоры по карабахскому урегулированию и Армения является гарантом безопасности Арцаха, но когда официальный Ереван говорит о «трех сторонах» конфликта, то это самый легкий путь для того, чтобы Баку использовал это заявив: «видите, Армения тоже говорит о том, что это конфликт между Арменией и Азербайджаном», более того, что это «территориальный спор», следовательно, нет необходимости возвращать Нагорный Карабах за стол переговоров. С этой точки зрения официальному Еревану стоило бы проявить осторожность в связи с щедрым использованием формулировок о «трех сторонах конфликта».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
07.02.2019г