Официальный Ереван настаивает на том, что «это армянская инициатива»
Начало – ЗДЕСЬ
8 февраля Министерство обороны Армении выступило с сообщением, и нельзя сказать, что распространенная информация была неожиданной. Об этом говорили продолжительное время. «Для оказания специализированной гуманитарной помощи сирийскому народу, сегодня, 8 февраля, в Сирийскую Арабскую Республику (Алеппо) отправилась группа армянских специалистов по гуманитарному разминированию, медицинского персонала и сотрудников, обеспечивающих их непосредственную безопасность, (в общей сложности 83 человека)», – говорится в заявлении. В то же время было отмечено, что вопросы, связанные с размещением армянских специалистов на территории Сирийской Арабской Республики, их статусом, функциями и безопасностью, «решались в соответствии с законодательством РА». «Отправка армянских специалистов в Сирийскую Арабскую Республику, а также вопросы безопасности осуществляются при поддержке российской стороны», – заявили в МО РА.
Так, министерство обороны подчеркивает, что армянские специалисты будут проводить работы в Алеппо исключительно на территориях вне зоны военных операций, решение было принято с учетом сложной гуманитарной ситуации, сложившейся в Сирии и особенно в Алеппо в результате боевых действий, наличия в Алеппо большой армянской общины и письменных запросов с сирийской стороны.
В тот же день в интервью Радио Азатутюн заместитель министра обороны Армении Габриел Балаян подчеркнул, что речь не может идти о военной группировке, поскольку в Сирию отправилась группа специалистов. На вопрос, является ли это армяно-российской инициативой, он сказал, что это инициатива только армянской стороны. «Это армянская инициатива, которой логистическую поддержку оказала Российская Федерация, в лице партнерского ведомства». На уточняющий вопрос о том, чем именно поддержала Россия, Балаян ответил: «Логистика, например, доставка персонала». По его словам, армянская сторона самостоятельно решала, кого лечить и где проводить работы по разминированию.
Напомним, что еще в августе прошлого года, подытоживая 100 дней своего пребывания в должности, Никол Пашинян заявил, что армяно-российские стороны работают над совместным гуманитарным проектом, беспрецедентным в новейшей истории независимой Армении. «Это доказательство того, что мы движемся в направлении повышения на новый уровень армяно-российских отношений», – подчеркнул Пашинян.
На вопрос Радио Азатутюн о том, в рамках какого соглашения армянская группа отправилась в Сирию, Габриел Балаян подчеркнул, что соответствующая договорно-правовая база была сформирована в 2001 году в рамках соглашения между правительствами Армении и Сирии. «У нас есть договор, ратифицированный в 2001 году, в этих рамках». На вопрос, может ли это решение вызвать геополитические проблемы для Армении, Балаян ответил, что были приняты во внимание все мнения за и против, и политическое решение уже принято.
Сколько бы официальный Ереван ни подчеркивал фактор армянской общины в Сирии и «письменных просьб» сирийской стороны, очевидно, что этот шаг будет высоко оценен в армяно-российских отношениях. Принимая во внимание положительную тональность заявлений в адрес Армении во время последней встречи Тоноян-Шойгу, уже можно констатировать, что Москва высоко ценит решение армянской стороны. А геополитическое значение этого решения и то, как оно отразится на Армении, вероятно, вопрос времени. Кроме того, не менее важен вопрос безопасности армянской группы. Констатируем, однако, что власти, тем не менее, избегали публичного обсуждения до принятия решения, например, организации обсуждения вопроса в парламенте. Более того, в течение этого периода неоднократно звучали мнения, что такие решения должны приниматься в результате ратификации парламентом.
10 февраля пресс-секретарь министра обороны Арцрун Ованнисян откликнулся на факт отправки Арменией гуманитарных специалистов в Сирию и персонала, обеспечивающего их непосредственную безопасность. Он предоставил на своей странице в Фейсбук правовые разъяснения. Министерство обороны представило разъяснения с учетом участия Центра гуманитарного разминирования, гуманитарный характер миссии, отметив, что Министерство обороны является уполномоченным органом данного Центра.
В своем разъяснении Арцрун Ованнисян указывает: «Процедура отправки гуманитарных специалистов и персонала, обеспечивающего их непосредственную безопасность, в Сирийскую Арабскую Республику была соблюдена в соответствии с законодательством Армении. Часть соответствующих правовых актов не подлежат публикации в соответствии с законодательством РА о государственной и служебной тайне. Более того, их несанкционированная публикация предполагает ответственность, предусмотренную статьей 306 Уголовного кодекса РА».
Начало – ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
13.02.2019г