«Теперь то, что все нападают на Никола, поступают правильно?», – спрашивают у меня рядовые граждане, симпатизирующие нынешней власти. Мне кажется, что они поступают неправильно. Я вообще против нападок, как и против восторженного отношения к кому-либо. Нападки предпринимаются с целью нанести боль, оскорбить, «морально уничтожить», а это не вписывается в мою личную систему ценностей.
Восхищенные восклицания поклонников (в основном женщин), включая защитные «контрудары» на нападки — это просто эмоциональные проявления, которые чисто по-человечески понятны, но не представляют никакой «познавательной» ценности.
Предыдущие три президента, а также нынешний премьер-министр являются объектами нападок, но двое из четырех, Роберт Кочарян и Серж Саргсян, не имели большой армии восторженных поклонников. И это вполне логично, в 1991 году Тер-Петросян и в 2018 году Пашинян стали первыми лицами страны по воле народа, и, следовательно, были и есть люди, которые искренне преданы им и любое негативное слово воспринимают как личное оскорбление. Второй и третий президенты, в целом, четыре раза становились главами государства, вопреки желанию значительной части граждан Армении, и это не может не влиять на общественное восприятие. Хотя те, кто разбогател во времена этих двух лидеров, сейчас говорят о каком-то «стремительном развитии», что также чисто по-человечески понятно.
В любом случае неправильно нападать, оскорблять достоинство людей, искать во всем «грязь» неприемлемо. Когда этим занималась «предыдущая оппозиция» при активной поддержке общественных организаций и Фейсбука, мне это опять-таки не нравилось. Но давайте попробуем отделить нападки от критики. Когда мишенью является человек, а не явление, когда о чем-то говорится с пеной у рта, на повышенных тонах – это нападки, когда вы не видите ничего хорошего у избранной мишени – это опять-таки нападки. Конкретно в случае нынешней власти, я думаю, что почти ежедневные выступления Гургена Егиазаряна и частично Армена Ашотяна являются нападками. (Причем, бывший высокопоставленный сотрудник Службы национальной безопасности таким же манером нападал и на прежние власти). Это не означает, что ответные нападки сторонников власти на указанных деятелей являются уместными и оправданными.
И наоборот, отклики «Просвещенной Армении» и ППА в парламенте являются «обычной», я бы даже сказал, классической оппозиционной критикой, как мне кажется, порой правильной, а порой ошибочной. И в данном случае ответная реакция премьер0министра и его сторонников не является равноценной.