В ходе телепередачи «После полуночи» в эфире Общественной телекомпании от 10 июля 2018 года Артур Бахтамян спросил у тогдашнего министра культуры, ныне лидера фракции «Мой шаг» в Национальном Собрании Лилит Макунц, нужно ли Армении министерство культуры, на что она ответила: «Думаю, в любом случае, Республике Армения нужно министерство культуры хотя бы в том плане, что нам нужно решать вопрос сохранения наследия и государственной заботы. В этом смысле, может быть, миссия министерства культуры заключается в выполнении важной роли. Другой вопрос заключается в том, что необходимо разработать эффективные механизмы, обеспечивающие полную поддержку. Но, несомненно, министерство нужно».
Однако Лилит Макунц начала говорить о необходимости оптимизации Министерства культуры для повышения эффективности государственного управления. «Со структурной точки зрения, действительно, существует проблема повышения производительности труда», – сказала Макунц в ходе телепередачи «После полуночи» в эфире «Н1».
Гостья очередного выпуска цикла передач «От первого лица» газеты «Аравот», руководитель фракции «Мой шаг» Лилит Макунц в ответ на это упоминание, в частности, сказала: «На самом деле, две точки зрения не противоречат друг другу. Я продолжаю утверждать, что в Армении должна быть какая-то структура, которая должна заниматься вопросами культуры. В отличие от министерства диаспоры, министерство культуры продолжает существовать, и продолжает подвергаться организационно-структурной правовой реорганизацией». Она добавила, что Министерство культуры сохранит «все отраслевые функции». Лилит Макунц также сослалась на опыт разных стран, где в рамках одного министерства разрабатывается политика в области образования и культуры.
Мы задали министру культуры еще один вопрос, обсуждения по которому продолжаются и сегодня. Речь идет, по признанию премьер-министра, о его любимой инициативе, согласно которой знаменитые холсты из музеев надо показывать детям в школах. Директоры музеев считают, что никто никуда не будет вывозить дорогие картины, это очень опасно, в том числе и с точки зрения нанесения ущерба картинам. Лилит Макунц, отметив, что надо быть внимательными к критике и предложениям, однако не согласилась: «Я действительно не вижу опасности, если удовлетворяют погодные условия. И, в сопровождении полиции, со специальной системой безопасности, как банки перевозят деньги, полотна тоже можно будет перевозить и возвращать на место». Она отметила еще одно обстоятельство, что часто в музеях многие ценные полотна остаются в запасниках музеев, и с болью отмечает, что они хранятся не в лучших условиях: «То есть, если мы считаем, что холст может испортиться при соприкосновении с атмосферой, многие полотна за закрытыми дверями находятся под угрозой исчезновения».
В ходе беседы мы также затронули тему гимна, по поводу которого руководитель фракции «Мой шаг» ранее упомянула, что в их повестке нет такого вопроса. Однако горячие споры вокруг этой темы продолжаются, и существует мнение, что делается попытка отвлечь внимание людей от более важных проблем, связанных с уровнем жизни, экономических реформ, и здесь нечем похвалиться. «Если бы у нас была такая тенденция, мы поддержали бы эти обсуждения. Но с нашей стороны нет такого намерения, конкретно фракция «Мой шаг» не ставит перед собой такую задачу», – сказала Лилит Макунц. По ее мнению, «к государственным символам надо проявлять осторожность и относиться крайне уважительно». «Даже если есть необходимость в изменении, это должны быть совершенно иные дискуссии, другие императивы. Если мы решим менять символы каждый раз из-за политических изменений, я думаю, что мы далеко не уйдем», – подчеркнула она.
Мы попросили ответить на вопрос, который публично озвучил инициатор партии «Единая Армения» Артур Казинян: «Сейчас я пытаюсь вспомнить, были ли такие люди, которые, находясь среди ближайших людей в команде Пашиняна, отказались от предлагаемых им должностей, понимая, что они не готовы, или хотя бы аргументировали, что их борьба была не ради должностей, а служить и быть полезным государству и народу можно работая в других сферах. Я не помню такого случая, если такое имело место, прошу напомнить».
Лилит Макунц сказала, что ей известны случаи, когда люди отказывались от многих других вещей, чтобы поддержать Никола Пашиняна и команду, в частности, от материальной компенсации и высоких зарплат. «Были люди, которые зарабатывали 1-1,5 млн. драмов в месяц, и теперь они отказываются от этого и работают за гораздо меньшую зарплату, например, получают 400-450 тысяч драмов в системе государственного управления, что, согласитесь, говорит о многом. Я сама не прыгала от радости, соглашаясь на эту должность, так как осознавала степень ответственности. Действительно, было тяжело… Если я раньше думала что самое сложное – смена власти, изменение политической ситуации, сейчас я поменяла свое мнение». Она считает, что сейчас сложный этап, «когда ты несешь ответственность за каждый свой шаг, чтобы не только не нанести ущерб, но и строить на очень прочной основе».
По инициативе «Моего шага» и членов правительства проводятся встречи фракций и министров. Они рассматриваются в контексте сдержек и противовесов власти, контроля и подотчетности. И есть критика, что на практике Никол Пашинян подотчетен только своей политической команде, он проводит закрытые встречи только с членами фракции «Мой шаг», мол, «это не подотчетность, это некая внутрикомандная, внутрипартийная процедура, к которой общество не имеет никакого отношения». Лилит Макунц не согласилась: «Никол Пашинян встретился с фракцией «Мой шаг» именно по инициативе фракции. Я убеждена, что когда другие фракции организуют такие встречи, премьер-министр с такой же готовностью встретится и с ними».
Лидер фракции «Мой шаг» уже говорила о необходимости проведения открытых встреч: «В частности, я бы хотела, чтобы встреча с Акобом Аршакяном была при открытых дверях. Я хотела бы, что когда объявляется, что у этого правительства нет четких шагов и представлений о том, как тут достичь экономического развития, мы все могли увидеть, как это видит правительство конкретно в этой сфере. Была подчеркнута важность проведения обсуждений поправок к Налоговому кодексу при открытых дверях.
Кстати, после выхода анонса этой программы мы получили запрос от заключенных. Они заявили, что обратились с письмом к фракции «Мой шаг», чтобы обсудить инициативу Эдмона Марукяна и Наиры Зограбян, которая не получила одобрения правительства. Речь идет о проекте закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Армения, который предлагает внести поправки в статью 69 Уголовного кодекса Республики Армения, согласно которым, срок содержания под стражей до вступления приговора в законную силу должен рассчитываться в соотношении один день к полутора дням. Осужденные напомнили, что этот проект был провален в предыдущем парламенте, поскольку не хватило 4 голосов «за». «Мы получили письмо и проведем обсуждение, – сказала Лилит Макунц в ответ на вопрос. – Я полагаю, что у фракции не будет общей позиции по этому вопросу».
Многие указывают, что основной источник власти – общественное доверие – с каждым днем все больше снижается. На вопрос о том, насколько Николу Пашиняну своим авторитетом и рейтингом удастся прикрывать провалы соратников по команде, руководитель фракции «Мой шаг» ответила: «Уверяю вас, что, по крайней мере, в рамках нашей фракции мы делаем все возможное, чтобы добиться успеха в качестве политической команды». Она добавила: «Понятно, что правящая сила не могла бы сейчас обладать тем авторитетом, которыми она обладала в апреле-мае прошлого года, и мы все это поняли. Другое дело, что мы не принимаем это как закономерность, и что надо смириться с этой мыслью. Мы просто делаем шаги, каждый день, прилагаем усилия, чтобы каждый почувствовал изменения в нашей жизни, и эта тенденция будет непрерывной. Никто не оспаривает авторитет Никола Пашиняна как премьер-министра, но мы не возлагаем надежд только на авторитет Никола Пашиняна. В первую очередь, мы возлагаем наши надежды на наши силы, наши профессиональные навыки, наши контакты с гражданами и гражданским обществом».
С Лилит Макунц мы также затронули вопрос статуса СНБ и Полиции и поговорили также о том, насколько правительство честно в заявлениях об отказе от суперпремьерства. Мы также затронули тему о продолжающейся практике высоких премий, постоянного указывания на прошлое при оправдании нынешних упущений. Более полные ответы лидера фракции «Мой шаг» на эти и другие вопросы смотрите в видеоматериале.