«То, что Роберт Кочарян посредством шантажа вступил в борьбу за взятие поста президента, это произошло путем преодоления сопротивления всех нас посредством Вазгена», — в беседе с Aravot.am сказал бывший замминистра обороны, в настоящее время председатель Постоянной комиссии Национального Собрания Армении по обороне и безопасности Андраник Кочарян, комментируя открытое письмо бывшего замминистра обороны Ваана Ширханяна второму президенту Роберту Кочаряну. В этом письме Ваан Ширханян напомнил Роберту Кочаряну ряд интересных эпизодов из прошлого: «30 марта 1998г, второй тур президентских выборов. 27 процентов голосов, поданных исключительно слову Вазгена, ты превратил для себя в 59% и провозгласил себя президентом Армении. А получившему 73% Карену Демирчяну «великодушно» отдал 41%, пообещав также пост премьер-министра – по требованию Вазгена. И, конечно, обманул, как всегда».
«В Армении есть хоть один, одно село, где люди сомневаются, что победил не Карен Демирчян, а Роберт Кочарян? Коненчно, нет! О крупных масштабах мошенничества есть факты. Даже были шутки, был участок, где вбросили 1000 бюллетеней, из которых 999 – за Роберта Кочаряна. После вскрытия урны оказалось, что победил Карен Демирчян. В результате, да, мы получили то, что заставило Вазгена Саргсяна объединиться с Кареном Демирчяном, а не Робертом Кочаряном. Вазген Саргсян осознал, какая политическая атмосфера может создаться в Армении, в результате которой мы могли бы угробить безопасность страны», — сказал наш собеседник.
Андраник Кочарян помнит события двадцатилетней давности: «Все понимали, что после отставки Левона Тер-Петросяна было несколько путей: либо власть оставалась в распоряжении председателя Национального Собрания Бабкена Араркцяна и затем проводились президентские выборы… Был консенсусный вариант того времени – выдвижение кандидатуры Гагика Арутюняна. Однако, ребята из Карабаха во главе с Робертом Кочаряном в течение 2-3 ночей смогли… Поскольку я помню, что в пятницу, когда Вазген выходил из здания Правительства, сказал, что если очень настаиваете, я свою кандидатуру выдвину. Мы все успокоились. За эти 2-3 дня что-то произошло нечто, и на правительственных дачах Вазген остался один против четверых. Кандидатура Гагика Арутюняна не была обсуждена, и чтобы не раскачать безопасность Карабаха и Армении, Вазген пошел по пути поддержки кандидатуры Роберта Кочаряна и свою кандидатуру не выдвинул».
На наше наблюдение, что напугать Вазгена Саргсяна или говорить с ним на языке шантажа было не так уж и легко, Андраник Кочарян возразил: «Нет. Никто не мог напугать Вазгена. Вазген мог опасаться только одного – чтобы в передрягах мы вдруг не потеряли Карабах». Такая реальная угроза, уверяет наш собеседник, в то время была и замечает, что именно под угрозой той же опасности Роберт Кочарян и Серж Саргсян на протяжении стольких лет удерживали власть, подтасовывая выборы. «Не забывайте, что Роберт Кочарян в то время был премьер-министром республики, и исполнительная власть находилась в его распоряжении. Использовав эту свою должность и шантаж касательно безопасности Карабаха, не имея права выдвигаться, он навязал это выдвижение, в результате которого угрозы усилились, поскольку выборы явно были сфальсифицированы. В ответ на это, осознав необратимую угрозу в плане безопасности страны и потери государственности, Вазген пошел на объединение с Кареном Демирчяном и создал легитимную власть в лице парламента».
Другое напоминание Роберту Кочаряну от Ваана Ширханяна было про убийство тогдашнего замминистра обороны Ваграма Хорхоруни и напряженных отношениях Кочарян-Хорхоруни: «1998г, 10 декабря: убийство Ваграма Хорхоруни сделало возможным осуществление предательского в отношении нации злодеяния 27 октября. Кстати, ты в своем этом многострадальном труде упомянул ли о более чем напряженных отношениях между тобой и замминистра ВД НКР, командированным из Армении Ваграмом Хорхоруни? Если подзабыл – я могу напомнить».
Андраник Кочарян отмечает: «То, что сказал Ширханян, нужно воспринять всерьез и по всему сказанному, если нет вопроса срока давности, нужно провести расследование. После этого было также убийство Арцруна Маргаряна (командующий Внутренними войсками Полиции Армении. – Н.Г.), которое так или иначе, возможно, имело отношение к политическим процессам».
На вопрос, не считает ли он, что соответствующие органы должны это письмо воспринять как сообщение о преступлении, Андраник Кочарян ответил: «Полагаю, это ответ на лживую книгу Роберта Кочаряна, в котором Ширханян изложил вполне достоверную информацию, поскольку я сам в курсе многих отмеченных пунктов, начиная с того, что Вазген Саргсян как будучи премьер-министром обобщил кадровую базу в правительстве. Это его известное решение 904. Над этим решением работал я сам также, будучи его советником по вопросам безопасности и кадров. Решением 904 Вазген еще больше упорядочил, мобилизовал управление государством. А Роберт Кочарян, когда решил вопрос правительства Арама Саргсяна, опять-таки незаконно, когда сумел Вагаршака Арутюняна отстранить с должности министра обороны, его первым решением было аннулирование решения 904, поскольку этим решением власть была четко разделена».
П.С. Мы опубликуем письмо Ваана Ширханяна Роберту Кочаряну на русском полностью
Конечно, все должно выйти на поверхность и все виновный наказаны в соответствии с преступлениями, которые совершили. Но… есть огромное НО! Минская группа ОБСЕ предлагает нам сдать территории на непонятное будущее. По времени оба события совпадают. Не проводится ли против Армении политика разрушения ее государственности при помощи отвлечения ее от очень серьезных внешних вызовов? Необходимо решить внешние вопросы, только после этого перейти к внутренним. Не ошибись, Армянский народ!