Бывший замминистра обороны Армении Ваан Ширханян передал порталу Первый Информационный-1in.am открытое письмо, адресованное второму президенту Армении Роберту Кочаряну.
Представляем в переводе на русский без сокращений:
«Роберт, поскольку ты никак не хочешь увидеть, понять, осознать твое истинное место, цену и роль в реалиях Армении, собрание лжи называешь книгой, хочу освежить твою память по нескольким эпизодам.
1.1992 год, месяц июнь. Площадь Степанакерта и стадион были заполнены 35000 беженцев из Шаумяна и Мартакерта. Я пришел к тебе и сказал, что их всех нужно разместить в освобожденных пяти селах вокруг Степанакерта, Шуши и Ходжалу, а я договорюсь с правительством Армении, чтобы каждой семье была выделена помощь, поскольку после землетрясения, армянских беженцев из Азербайджана в Армении не было ни одного свободного общежития, гостиницы, школы. Я отправился в Лачин, где собралась еще одна группа беженцев, ночевал там, а утром вернулся в Степанакерт. Только-только проехал Лисагор, увидел – дорога полна беженцами, босыми, в лохмотьях, стар и млад, голодными и жаждущими. На мой вопрос – куда идете, ответили – Кочарян сказал, что идите в Армению, в Карабахе места нет. Зрелище было ужасное. Я доехал до Степанакерта, зашел к тебе и сказал: «Ты скотина!». С кулаками на столе, с поникшей головой, ты ничего не смог ответить. В результате Арцах лишился 35000 жителей, и число беженцев в Армении увеличилось на столько же. Их большинство позже эмигрировало из Армении. Может, это проявление твоей неприкрытой ненависти к равнинным арцахцам? Я в этот день убедился, что человек для тебя ценности не представляет, что ты лишен государственного мышления.
Ну, конечно, Степанакерт, Лачин, Ванк, Мартуни, Сарсанг, Каринтак, Физули, Джабраил, Кубатли и другие населенные пункты, где я был сотни раз, «далеки» от границы на 50-100 км, как ты пишешь в своей «писульке». Оказывается, ты не имеешь представления о географии территории Арцаха.
Преднамеренно пока что оставляю мелочи, которые были до 98-го, несмотря на то, что они далеко не мелочи.
2.1998г, 30 марта, второй тур президентских выборов. 27 процентов голосов, поданных исключительно слову Вазгена, ты превратил для себя в 59% и провозгласил себя президентом Армении. А получившему 73% Карену Демирчяну «великодушно» отдал 41%, пообещав также пост премьер-министра – по требованию Вазгена. И, конечно, обманул, как всегда.
3.1998г, 10 декабря: убийство Ваграма Хорхоруни сделало возможным осуществление предательского в отношении нации злодеяния 27 октября. Кстати, ты в своем этом многострадальном труде упомянул ли о более чем напряженных отношениях между тобой и замминистра ВД НКР, командированным из Армении Ваграмом Хорхоруни? Если подзабыл – я могу напомнить.
4.Два месяца спустя после твоего самопровозглашения президентом Вазген меня пригласил к себе. Сказал – Ширханян, что мы наделали? Этот человек не армянин, он не любит армян, Армению. В конце беседы он поручил выбрать партию с приемлемой идеологией и начать работу по ее созданию. Он решил освободить Армению от тебя путем открытой и честной политической борьбы, а не террора.
4.Обманув Карена Демирчяна, подтолкнул Вазгена на альянс с последним. Ты ужасался этого альянса, поскольку ужасно боялся обоих. Твоя трусость, также чванство, не позволили, чтобы принять участие в учредительном съезде союза «Единство», проводимом в Опере, что Вазген и Демирчян восприняли с ухмылкой.
5.1999г, материалы весенней коллегии МО Вазген не захотел представить тебе лично, поскольку твоего лица видеть не хотел, и отправил мне. Ты был взбешен, пришел на заседание, и тебя никто не встретил в МО. Такого никогда не было, чтобы министр лично не встречал Верховного главнокомандующего. Но ты со своим чванливым и капризным характером продолжал воображать себя Верховным главнокомандующим.
6.В апреле 1999г Вазген категорически отказался отправиться с тобой в Вашингтон для участия в Саммите по случаю 50-летия НАТО, и поехать заставил меня. Самолеты Армении и Азербайджана прибыли в Вашингтон в тот же день. Нас встретил челночный автобус, перевез в зал, где мои, твои, Вардана Осканяна вещи досконально проверили, твоих телохранителей разоружили. На следующий день в «Вашингтон пост»-е, что Алиева встретила лично Олбрайт, возле самолета, на красном ковре. Я с этой газетой зашел в твою комнату и потребовал вернуться. Армянству и государству Армения было нанесено глубокое оскорбление, но ты начал меня убеждать в обратном, сказав, что весь мир приезжает, стольких не встретишь. Ты еще раз доказал, что у тебя в отношении Армении и армянства нет никакого чувства ответственности, достоинства, уважения. Интересно, этот эпизод в твоей «книге» есть? А также то, как ты осрамился 24 апреля в церкви своим выступлением на «английском».
7.В июне 1999г, во время передачи правительства Вазгену Саргсяну, было объявлено, что бюджет имеет разрыв в 37 млрд драмов, однако, через неделю выяснилось, что разрыв в бюджете составляет… 137 млрд. Куда пропала эта огромная сумма за время твоего двухлетнего правления? Неделю спустя выяснилось, что пропали 400 млн долларов, сумма за газ, выплаченная Россией Армении за газораспределительную сеть, которая должна была быть включена в бюджет, но бюджет ни одной лумы не получил. И ты говоришь о мошенничестве и мошенниках?
8.1999г, июнь, Вазген Саргсян на заседании правительства объявил, что запрещает министрам общаться с тобой без его разрешения. Это распоряжение выполняли все министры, кроме одного – Сержа Саргсяна, который вскоре был лишен статуса суперминистра, и МВД было передано Сурену Абраамяну.
9.1999г, июнь, по распоряжению Вазгена Саргсяна была создана комиссия, которая должна была проверить законность продажи предприятий «Армзолото», «Арментел», «Коньячный завод». Автором продажи этих трех был ты и Армении, только по этим трем, нанес ущерб в 1,5 млрд $. В этих действиях по купле-продаже были раскрыты многочисленные мошенничества, на основании которых ты, по меньшей мере, должен был быть смещен с должности, а в норме – осужден, однако, 27-ое предотвратило завершение работ. Твои отношения с Вазгеном день за днем становились все более напряженными.
10.С августа 1999г Вазген взял на себя назначение всех ключевых кадров.
11.1999г, сентябрь, Вазген вернулся из американской поездки разъяренный (кстати, перед отъездом он временно исполняющим обязанности премьера назначил меня, как и в других случаях, когда бывал в отъезде), пригласил к себе и дословно сказал следующее: «этот подонок (про тебя) согласился на обмен Мегри с Лачином. Альберт Гор отметил, что очень рад, что Карабахская проблема наконец урегулируется. Я ему сказал, что такого обмена никогда не будет. Беседа завершилась очень тяжело». По тому же вопросу Мегри на тебя накричал Карен Демирчян в совершенно недипломатичном лексиконе и, хлопнув дверью, вышел из твоего кабинета.
12.В сентябре 1999г в правительственной квартире Вазгена были обнаружены 8 жучков. Выводы сделай сам, как они там оказались. Подслушивающие устройства были найдены также в кабинете премьер-министра.
13.1999г, сентябрь, визит в США вызвал озабоченность Вазгена еще по одному вопросу. Ему преподнесли список, в котором были разные армянские должностные лица, имеющие серьезные суммы неизвестного происхождения в разных банках. То, что такие люди в Армении были, знал весь народ, но то, что об этом говорил чужой, это оскорбило его. Он меня предупредил, что отправит ко мне людей, которые «добровольно» вложат в промышленность. Пришли самые близкие тебе люди, один из которых обязался вложить 200 млн долларов – Серж Саргсян, другой – 70, следующий – 20. Они приходили от премьера вспотевшие и напуганные. Вазген начал процесс возвращения награбленного, который дошел бы и до тебя, но он также был сорван 270ым Октября. На вопрос о том, кому было нужно провалить процесс возвращения награбленных денег, может сам ответишь?
14.За несколько дней до 27 октября я и Вазген были у тебя, чтобы обсудить вопрос продажи завода «Шогакн». Твое предложение, наносящее вред интересам Армении, и настаивание настолько рассердило его, что он просто обматерил тебя и сказал: «что ты хочешь от этой страны? Скажи, дадим и избавимся», пугаотянул руку к столу, чтоб перевернуть его на тебя, но сдержал себя. Твой вид давай не буду описывать, совершенно не подобал «единственному мужчине». Ты пишешь, что Вазген был твоим другом. В истории человечества не было случая, чтобы чванливый и самовлюбленный человек имел бы друга, в его окружении могут быть только подхалимы, кроты, лишенные достоинства люди. Говоришь, Леонард (Петросян. – Ред.) был твоим другом, в таком случае почему и ты, и Серж проигнорировали его мудрый совет, просьбу – не идти на должность президента, с точностью предугадав, что это приведет к глубоким противречиям между двумя частями армянства, чему мы все стали свидетелями и понесшими ущерб, потери.
15.27 октября я был в Национальном Собрании, когда еще были слышны выстрелы. У находящегося в зале Смбата Айвазяна я уточнил обстановку и немедленно позвонил твоему помощнику Алику (Арутюняну. – Ред.), сообщив, что этот подонок освободит зал только после встречи лично с тобой. Затем позвонил еще четыре раза, поскольку ты не приходил. Наконец, пришел с опозданием в три с половиной часа. Твое опоздание было обусловлено следующим:
1.Ты боялся, что команда Вазгена тебя уничтожит.
2.Ждал реакции на произошедшее, надеясь, что народ будет героизировать преступника.
3.Ждал продолжения операции, с привлечением новых сил.
4.Надеялся, что команда Вазгена будет штурмовать зал, уничтожит подонков, и у тебя будут все основания уничтожить всю команду.
5.Твою встречу с подонком задержал на 13 часов, чтобы они истекли кровью, и если бы среди них был раненый, не осталось бы шанса на спасение. Такой расчет мог сделать только ты.
16.Все эти причины опоздания были воедино, и ты своим опозданием убил их всех, не оставив надежды на спасение хоть одного. После того, как прибыл в НС, еще 9 часов прождал и только потом встретился с этим отродьем. Кто играл на крови жертв – мой список или лично ты?
17.Когда ты пришел, в НС ситуацию давно и полностью контролировала Военная полиция, и описанная тобой «неразбериха» — абсолютная ложь. Меня, (Гагика – Ред.) Джангиряна и Горика Акобяна пригласил в кабинет Демирчяна, где Горик Акобян представил тебе папку оперативного дела агента СНБ Наири Унаняна, и все последующие требования Джангиряна привязать его к делу были отвергнуты с мотивировкой «такого дела не существует». Может, сообщишь, кто дал указание уничтожить это дело, которое мы увидели четырьмя парами глаз на столе кабинета Карена Демирчяна?
18.О подразделении «Альфа». «Через несколько часов мне доложили, что из России ждут прибытия подразделения «Альфа», которая прибывала по заданию Ельцина. Отдал распоряжение разместить вместе с нашими спецназовцами в национальной безопасности». Снова врешь. Ты сам попросил Ельцина, чтобы помог, но ты не видел «Альфы», не говорил, не размещал, из твоих людей никто с ними не общался, поскольку мы закрыли все твои возможности, они все немедленно перешли в подчинение Вагаршака Арутюняна и на следующий день вернулись в Москву. Ты, конечно, очень хотел бы, чтобы «Альфа» штурмовала зал НС, уничтожила преступников, между делом еще и несколько других, после чего весь мир обвинил бы русских за 27 Октября, и больше никто не искал бы реальных организаторов. Что ж, блестящий был и, опять-таки, подобающий турку план.
19.Через 9 часов после прибытия в НС ты встретился с преступником, предателем нации, нарушив все существующие для подобных случаев правила – без записи и свидетелей, но в твоем «произведении века» есть один абзац, который ты либо не читал, либо не понял. «Будучи человеком с безграничными и нереализованными амбициями, считая, что он был достоин большего, Унанян свои неудачи объяснял тем, что «гнилая система» ему не давала дороги. Сам себя убедил, что власть целенаправленно мешала ему состояться как политическому лидеру, и главной угрозой для себя считал Вазгена Саргсяна». Ты тем самым полностью разоблачил себя как его единомышленник и сочувствующий. Эти слова суть отражение твоего душевного состояния на данный момент. Ну, конечно, Вазген и для тебя был главной угрозой. Не исключаю, что в ходе вашей теплой беседы ты сам ему предложил это в качестве мотива преступления.
20.Теперь о списке, который был передан тебе в полночь, а не в 8 вечера, как ты, как обычно, лжешь. Этот список на протяжении 18 лет ты превратил в знамя, не понимая, что этим списком ты не можешь оправдаться, как и не можешь доказать свою невиновность 27-го.
Более того, себя выставляешь как посредственность и человек, неспособный руководить. Ты был обязан немедленно, без задержки назначить исполняющих обязанности, для предотвращения кризиса системы управления, должен был ввести в стране чрезвычайное положение, немедленно освободить Сержа Саргсяна с должности министра НБм привести армию состояние боевой готовности 1-ой степени, обратиться к народу с посланием. Ты ничего из этого не сделал, но мобилизовал имеющих от тебя ожидания послов США, РФ, католикоса и других, которых отправлял к нам и их устами умолял, чтобы не применили насилие в отношении тебя и Сержа. Не применили и ошиблись. Что касается указанных в списке лиц, все они были самыми близкими Вазгена и специалистами высокого класса. Назначенные тобой десятикратно уступали им в плане профессионализма, оказанных Армении услуг, патриотизма и морали.
21.Тем не менее, после встреч в МО и на дачах ты свыкся с той мыслью, что отставка неизбежна, и попросил у нас время, чтобы мы позволили тебе участвовать в Стамбульском Саммите, вернулся и подал в отставку. Мы согласились, имея привычку верить данному слову. Не хочу касаться описанного тобой шах-аббасовского входа в МО, что в корне является ложья, ведь человек должен иметь хотя бы немного стыда. Ты поехал в Стамбул, поставил свою подпись под документом, подтверждающим территориальную целостность Азербайджана, вернулся и задействовал любимое тобой правило – «разделяй и властвуй», которым ты владеешь в совершенстве. Нескольким ты дал генеральские звания, другим – должности, обещания, и тебе удалось закаленную на поле боя прочную вазгеновскую команду развести, раздробить, уничтожить о вопрос отставки снять с повестки, воспользовавшись открытой, постоянно используемой тобой подобающей турку дорогой мошенничества и обмана. Интересно, ты написал об этом в своей претендующей на Нобелевскую премию «книге»?
22.Теперь еще одна цитата из проблеска твоей творческой мысли: «Кстати, о Ширханяне. Вазгену несколько раз говорил – не видишь, что он мошенник и сплетник? Что ты в нем нашел?». И это было твоим убеждением:
1.Почему три раза за год лично ты назначил меня министром, притом, в статусе первого вице-премьера, причем, дважды, когда Вазгена уже не было? Не было у тебя столько храбрости, мужества, чтобы хотя бы однажды стукнуть кулаком по столу и отказаться от назначения меня министром-вице-премьером? Вместо этого, из за спины, на ухо Вазгену сплетничал, да? Теперь кто сплетник и мошенник?
2.Если я был вдалеке от границы на 100 или 50 км, ты хотя бы в размере одного процента от того, в скольких селах в Арцахе был я, бывал в приграничных селах Армении? Или же ты до сих пор не понял, что конфликт – в первую очередь армяно-азербайджанский, и от Ноемберяна до Мегри все приграничные села были под прицелом со стороны Азербайджана, обстреливались и подвергались бомбардировке?
3.Почему ты в Степанакерте бегал, чтобы должным образом угостить меня, за столом произносил напыщенные тосты? И вообще, у тебя дело и слово когда-либо совпадали?
23.Декабрь 1999г, в моем выступлении на съезде «Еркрапа» я сказал, что лимит доверия к власти исчерпан, и необходимо провести новые президентские выборы. Зал приветствовал аплодисментами. Ты и Серж были в панике, может, это тоже сплетни?
Сейчас ты говоришь, что возвращаешься в политику. Приходишь, чтобы сдать Мегри туркам? Освобожденные земли сдать твоим бывшим хозяевам? В Тифлисе заявить, что Армения в Джавахке не имеет никаких проблем? Или же продолжить свой грабеж? А кто тебя ждет? Ты так и не понял, что жители Армении ненавидят тебя. Диаспора – также. Неужели за 10 лет так и не почувствовал, что ты не на своем месте, что ты смешон в роли президента?
Теперь же ты должен был сказать следующее: простите, армяне, я был сукиным сыном, грабя вас, накопил миллиарды, нанес вам большой ущерб, теперь, сколько осталось, принес, чтоб вернуть вам, если можете, простите меня. Если ты армянин, ты должен сделать это. И нисколько тебе не стыдно, что вместо тебя и Сержа Пашинян просит прощения у народа? Человек, который ни убивал, ни грабил, и ни подтасовывал, а ты и Серж внаглую вновь стремитесь к власти.
Пока столько, подожду публикации новых подвигов Мюнхгаузена.
Перевод — Русской версии «Аравот»
Фото — 1in.am