Общества Армении и Азербайджана, как бы это ни было трудно, должны найти точки соприкосновения для общения и предпринять шаги для установления диалога о мире. Это, насколько я понимаю, один из важных тезисов новой власти Армении, который, несмотря на критику, на мой взгляд, вполне приемлем. «Необходимо воздерживаться от шагов, направленных на формирование атмосферы ненависти, нетерпимости и напряжения», – написал премьер-министр Никол Пашинян в своем обращении к 25-летию прекращения огня на Арцахском фронте.
Это вполне правильное желание. Но если это верно в отношении Армении и Азербайджана, армян и азербайджанцев, то это верно в случае армян… и армян. В случае всех армян, проживающих в Армении, Арцахе и Диаспоре следует еще больше воздерживаться от «шагов, направленных на формирование напряжения», нет необходимости избегать «шагов по преодолению напряженности». Комментарий секретаря Совета безопасности Арцаха Виталия Баласаняна относительно «лифтового» соглашения в Душанбе было некорректным, и думаю, был также неправильным с точки зрения содержания, поскольку эти договоренности, во всяком случае, до настоящего момента, снизили напряженность на линии соприкосновения Азербайджана и Арцаха. Ответ пресс-секретаря премьер-министра, где он сравнивает Баласаняна с Ашотяном и Шармазановым, также некорректен. Вообще, я считаю, что не всегда следует реагировать «обраткой», «сажать на место» и «вставить». Ну а ругательные нападки чрезмерно бурных поклонников властей Армении на Баласаняна были вполне ожидаемыми.
Обращение нынешнего и бывшего президентов Арцаха к прокурору РА с просьбой об освобождении Кочаряна было ошибочным, как в правовом, так и в политическом аспекте. Только суд может принять такое решение на законных основаниях (и вчера руководители Арцаха вроде исправили эту ошибку, представив ходатайство суду), в политическом смысле сегодня в Армении сложилось крайне напряженное общественное мнение против Кочаряна, и у наших граждан есть основания для этого. Это эмоциональное поле – не то место, куда должны вступать лидеры других государств. В ответ на это грозиться революцией Арцаху или его руководству – не самый мудрый шаг, во-первых, потому что это мальчишеская позиция: «Если будете высказываться против нас, мы скинем вас с трона», во-вторых, мы вроде все заинтересованы в стабильной ситуации в Республике Арцах.
Сейчас идет судебный процесс над вторым президентом РА, и я бы не сказал, что сторонники властей воздерживаются от «шагов, направленных на формирование ненависти, нетерпимости и напряженности».