«Тот, кто с нами, он безупречен, чист, порядочен, его следует поощрять и хвалить в любых обстоятельствах, и даже если он слегка поскользнется, его все равно нужно поддержать, ведь он член нашей команды. А те, кто не из нас, они продажны, они преступники, которых в лучшем случае следует упрятать за решетку, забросать камнями, а вообще лучше сжигать и вешать. Те же, кто заявляет, что они не с этой и не с той стороны, они лицемеры и фарисеи, и их, в конечном счете, тоже следует причислить к тем, которых следует сжечь». Знакомая позиция? Это «кредо» оппозиции, начиная с 1992 года.
Когда осенью 2007 года Левон Тер-Петросян вернулся в политику, он довел этот менталитет до «кристаллизации», что в итоге нашло выражение в формулировке «кто не с нами, тот подлец». Конечно, благодатную почву для этого создавало недальновидное, высокомерное, зачастую невменяемое отношение властей.
Но одно дело, когда этой формулировкой руководствуется оппозиция со своими сторонниками, и совсем иное, когда так думают власти со своими приверженцами. И поскольку с ними в резком противостоянии находится не оппозиция, в лице ППА и «Просвещенной Армении», а самые агрессивные и нетерпимые сторонники прежней власти во главе со вторым президентом Робертом Кочаряном, то судя по всему, эти две армии решили пойти, как принято говорить по-русски, «стенка на стенку».
«Мы победили и пришли, чтобы уничтожить вас», – говорят по сути николовцы. «Мы правильно и делали, что запугивали, убивали и бросали в тюрьмы людей, закрывали газеты, так и следовало поступать, и если мы вернемся, сделаем то же самое», – намекают кочаряновцы, воодушевленные воинственными выступлениями в суде их «шефа». Любая попытка сохранить в такой атмосфере общественную солидарность встречает бурное сопротивление этой политизированной массы.
Читайте также
Да, соотношение сил примерно 80/20 в пользу николовцев, но это не значит, что такое противостояние не опасно.
Если вы попробуете сказать, что Кочарян имеет право на защиту всеми законными средствами, и приговор в его отношении должен быть безупречным, то николовцы обвинят вас в продажности Кочаряну. Если вы попытаетесь настоять на том, что период правления второго Президента вовсе не была раем, кочаряновцы обвинят вас в продажности Николу.
Лично я отношусь к обвинениям спокойно, но люди, думающие вроде меня, боятся выражать свое мнение, боятся преследований не со стороны властей (которых, к счастью, нет), а поляризованного общественного мнения. Это и есть самое опасное.