«Пусть никто не думает, что их территориальная целостность важнее территориальной целостности Арцаха», – констатирует Степанакерт после переговоров в Вашингтоне.
Начало – ЗДЕСЬ
Через две недели после встречи Мнацаканяна и Мамедъярова в Вашингтоне министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян прибыл с рабочим визитом в Арцах. На встрече с президентом Арцаха Бако Саакяном 4 июля он отметил: «Эта наша регулярная работа, регулярный диалог имеет крайне важное значение, поскольку всем этим нам удается совместить и четче чувствовать подходы друг друга в единых позициях. Это для меня чрезвычайно важная функция, поскольку эта функция выражается также непосредственно в переговорном процессе. На этот раз наш визит довольно интересный, и мы проведем вместе важную работу по довольно насыщенной программе. Проинформирую Вас о развитиях в рамках переговорного процесса этого периода и о тех замечания, связанных с нашим основным вопросом, предстоящими программами и задачами, которые стоят перед нами».
Мнацаканян представил собеседнику подробности консультаций с министром иностранных дел Азербайджана в Вашингтоне. Президент Арцаха и министр иностранных дел Армении подчеркнули важность важность решающего голоса и вовлеченности Арцаха в качестве основного субъекта конфликта с точки зрения обеспечения эффективности мирного процесса урегулирования.
Читайте также
После встречи с президентом Арцаха Бако Саакяном Зограб Мнацаканян проинформировал журналистов о необходимости обсуждений с президентом Арцаха. «Это очень важная функция, потому что проблема касается Арцаха, проблема касается безопасности народа Арцаха. Арцах – это политическая единица, у которой есть избранная народом власть, принявшая на себя большую ответственность по этому вопросу. Укрепление чувства причастности, как в контексте переговорного процесса, так и процесса в контексте мирного урегулирования является очень важной задачей для всех нас, именно на этом основана цель моего сегодняшнего визита. Вы знаете, что процесс мирного урегулирования, консультаций и встреч носят последовательный характер, и в этом отношении Армения, как участница этого процесса, никогда не задерживала и не приостанавливала этот процесс, что свидетельствует о нашей серьезности в отношении мирного урегулирования».
Он особо подчеркнул, что проблема Нагорного Карабаха остается одним из важнейших приоритетов, а вопрос статуса Арцаха исходит из экзистенциальной безопасности народа Арцаха: «150 тысяч наших соотечественников, проживающих сегодня в Арцахе, являются хранителями идентичности всего нашего армянского народа с учетом этой экзистенциальной угрозы. Любой армянин в любой точке мира не может избежать глубочайшего ущерба идентичности, если у нас будет какая-либо опасность экзистенциальной безопасности наших соотечественников, проживающих в Арцахе».
Встреча с Бако Саакяном продолжалась более трех часов. Что же обсуждали стороны? По словам Мнацаканяна, они пытались затронуть весь пласт вопросов, так как стремятся обеспечить правильное восприятие. Касаясь попытки официального Баку продвинуть в переговорном процессе вопрос о так называемой «азербайджанской общине Карабаха», Мнацаканян сказал: «Вы знаете ответ на этот вопрос и задаете мне вопрос, на который у вас есть ответ. Если руководство Азербайджана не выражает интересы общины, о которой вы говорите, если эта община не участвовала в выборах президента Азербайджана, и там есть такие проблемы, не мне их обсуждать».
5 июля министр иностранных дел Армении, находящийся в Арцахе с рабочим визитом, встретился с министром иностранных дел Арцаха Масисом Маиляном. Они затронули ряд вопросов, связанных с мирным урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта, подчеркнув необходимость реальных шагов для создания благоприятной атмосферы в целях продвижения мирного процесса. В конце встречи министры иностранных дел подписали План консультаций между министерствами иностранных дел Армении и Арцаха, который предусматривает проведение в 2019-2020 гг. регулярных консультаций по арцахскому урегулированию и вопросам, представляющим внешнеполитический интерес.
Затем глава внешнеполитического ведомства Армении и Масис Маилян выступили относительно карабахского урегулирования на брифинге. По словам Маиляна, главы двух ведомств консультируются до и после любой встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана: «Мы всегда придавали большое значение участию Арцаха в переговорном процессе, и это один из вопросов нашей повестки. Отрадно, что новые власти Армении более активны в этом вопросе, и я убежден, что это даст свои положительные результаты».
Затем, говоря о восстановлении территориальной целостности Республики Арцах, г-н Маилян в частности отметил: «Восстановление территориальной целостности является одним из наших приоритетов, поскольку некоторые территории Шаумяна, Мартуни и Мартакерта все еще находятся под оккупацией Азербайджана. Время от времени мы будем поднимать этот вопрос, чтобы придать ему общественное звучание. Пусть никто не думает, что их территориальная целостность важнее территориальной целостности Арцаха. Мы последовательны в стремлении восстановить территориальную целостность Арцаха. Если для некоторых людей это пространство, то для нас это родина, что закреплено в Конституции Республики Арцах».
Мнацаканяну был также задан вопрос относительно того, какие документы были переданы сопредседателями в Вашингтоне Еревану и Баку, о чем сообщает официальный Вашингтон. «У нас есть три основных направления в нашем подходе: содержание переговоров, условия, в которых происходит этот процесс, и вопрос полного вовлечения и участия в этом процессе Нагорного Карабаха в качестве субъекта. И все это взаимосвязано. У нас есть четкие подходы и очень четко сформулированные позиции по каждому вопросу. Что касается полноценного участия Нагорного Карабаха, то для нас это очень важный, практический и прагматичный вопрос, потому что Нагорный Карабах является субъектом этого процесса. Эффективное продвижение в мирном процессе осложняется, когда у нас нет полноценного участия, когда у нас нет чувства собственной причастности Нагорного Карабаха к этому процессу. Таков наш подход к этому вопросу.
Второе, что касается условий, для нас чрезвычайно важно понять, что не может быть ситуации, как это предполагалось другой стороной, так сказать, что можно одной рукой стрелять, а другой вести переговоры. Мы в это не верим. Мы неоднократно заявляли, что стороны, Армения и Арцах, обладают достаточным потенциалом для эффективной защиты, и язык угроз не сработает. Такого быть не может. И в этом отношении риск эскалации остается чрезвычайно важным фактором. То же самое относится и к среде, в которой происходит этот процесс, в том числе в контексте человеческих контактов. Не может быть ненависти, не может быть риторики ненависти, армяноненавистничества, и предположений о том, что на этом фоне можно эффективно продвигаться вперед в мирном процессе».
14 июня Министерство иностранных дел Арцаха выступило с заявлением, в котором на уровне ведомства поднимался вопрос об оккупации Азербайджаном части районов Шаумяна, Мартакерта и Мартуни, обсуждался ли этот вопрос на встрече с Мамедъяровым? Мнацаканян заметил: «У нас нет никаких ограничений на выдвижение и обсуждение за столом переговоров своих вопросов, мы никоим образом не ограничены, никто не может помешать выдвигать нам жизненно важные для нас вопросы».
Мнацаканян повторил вопрос о статусе Нагорного Карабаха, отметив, что это абсолютно приоритетная задача в подходе Армении. А на вопрос, имеется ли прогресс на пути возвращения Арцаха за стол переговоров, он добавил: «Мы говорили об этом, мы высказались об этом и или, почему мы подняли этот вопрос. В последние десятилетия имелась сформировавшаяся среда, и мы продемонстрировали нашу точку зрения, наш подход и объяснили, что Нагорный Карабах – это сформированная политическая единица, население которой выражает свою волю через свои власти, которые имеют мандат от населения. Я не представляю это население, потому что правительство Армении не получило мандат от населения Арцаха – в плане неучастия в выборах. Это очень простая задача, и понимание того, что Арцах является политическим субъектом, политической единицей, имеет власти, сформированные населением, со всеми необходимыми механизмами для выражения своей воли, будучи таким субъектом, он не может не быть, не иметь полноценного вовлечения. В течение многих лет это была среда, был процесс, и если мы пришли и сразу ожидаем решения этой проблемы, возможно, мы преувеличиваем наши ожидания».
Однако из слов Мнацаканяна можно понять, что официальный Ереван в ходе переговоров продолжает продвигать вопрос участия Арцаха в переговорном процессе, но по данному вопросу согласия нет.
Заявления из Степанакерта на уровне министра иностранных дел Арцаха после последних переговоров в Вашингтоне можно назвать жестким. Это, вероятно, свидетельствует о том, что предметные дискуссии на армяно-азербайджанских переговорах все же имеют место, и они проходят довольно серьезно, и армянская сторона считает необходимым использовать более жесткие интонации в своих заявлениях.
Начало – ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
12.07.2019г
Нынешним властям постараться бы не мешать Карабаху!