Как известно, 11 июля на таможенном контрольно-пропускном пункте «Садахло» Грузии был задержан гражданина, который, по словам правоохранителей, пытался перевести в Россию 71 килограмм радиоактивного изотопа «Торий-232». Возникает вопрос: как гражданину удалось пересечь контрольно-пропускной пункт «Баграташен» Армении, который должен быть оснащен системой радиационного контроля (дозиметр) «Янтарь», выявляющей делящиеся и радиоактивные материалы.
Не первый случай
За последнее десятилетие было зарегистрировано не менее 10 случаев, когда сотрудники правоохранительных органов Грузии раскрывали незаконный оборот радиоактивных материалов. В большинстве случаев радиоактивные материалы были обнаружены у граждан Армении. В результате раскрытий были арестованы 14 граждан РА.
Часть этих раскрытий была произведвена в сотрудничестве со Службой национальной безопасности Армении. Однако, оставив в стороне внутренний оборот радиоактивных материалов, обсудим эффективность борьбы против их незаконного вывоза.
Читайте также
За последние 10 лет это как минимум третий известный случай, когда грузинские правоохранители в Садахло раскрывают попытку ввоза радиоактивных материалов из Армении. Первый случай был зарегистрирован в 2009 году (Цезий-137), а второй – в 2014 году (снова в Цезии-137).
Однако неизвестно ни одного случая, когда радиактивные элементы были бы обнаружены на контрольно-пропускном пункте Армении. Между тем как в трех вышеупомянутых случаях радиоактивные материалы «удачно» прошли через контрольно-пропускной пункт Армении и были обнаружены грузинской стороной.
И хотя на грузинской стороне границы контроль за радиоактивными материалами не идеальный (нередко пересекшие границу радиоактивные матриалы выявлялись внутри Грузии), однако можно заключить, что контроль с армянской стороны значительно слабее.
Более того, учитывая, что ни одного случая раскрытия попытки вывоза радиоактивных материалов с армянской стороны зарегистрировано не было, можно поставить под сомнение работу установленных на контрольно-пропускных пунктах систем «Янтарь», выявляющих делящиеся и радиоактивные вещества.
Материалы
Раскрытие незаконного оборота изотопа «Торий-232» 11 июля стало первым подобным случаем. Дело в том, что «Торий-232» довольно пассивно делиться (его активность примерно в один миллиард раз меньше, чем у «Цезия-137») и его легче скрыть от устройств, выявляющих радиоактивные материалы.
По этой причине на границе чаще всего обнаруживается «Цезий-137», период полураспада которого составляет всего 30 лет (за 30 лет самораспадается половина его массы), и поэтому он намного активнее излучается и легче обнаруживается. Для сравнения отметим, что период полураспада «Урана-238» или «Тория-232» длится миллиарды лет.
А во время внутригосударственных мероприятий в основном выявляются случаи незаконного оборота «Урана-238» (7 случаев за последние 15 лет).
Все вышеуказанные радиоактивные элементы наличествуют на Мецаморской АЭС. Частично как ядерное топливо и частично как ядерные отходы (также хранящиеся на атомной электростанции). И хотя количество радиоактивных элементов на атомной электростанции исчисляется в тоннах, очищенного (чистого) «Цезия -137» там нет.
Скорее всего, радиоактивные материалы добываются из заброшенных заводов советских времен, лабораторий и других (даже действующих) предприятий, где используются эти материалы.
Оборот
Судя по раскрытиям сотрудников правоохранительных органов Армении и Грузии, можно сделать вывод, что Армения в основном выступает в качестве «поставщика» радиоактивных материалов. Здесь они разными способами добываются и отправляются в другие страны для дальнейшего оборота или сбыта. Основным направлением незаконнго «экспорта» радиоактивных материалов является Грузия, где они либо продаются, либо контрабандным транзитом отправляются в другие страны.
Поскольку единой базы всех радиоактивных материалов нет и не может быть по разным причинам, невозможно осуществлять полный внутригосударственный контроль. И именно поэтому необходимо еще больше ужесточить контроль за радиоактивными материалами на пограничных контрольно-пропускных пунктах.
Даниел Иоаннисян
«Союз информированных граждан»